Публикуем статью Г.А.Зюганова, которая вышла в газете "Правда". Кризис в тени иллюзий. Позиция КПРФ в связи с предстоящим отчетом правительства Д.А.Медведева в Государственной Думе ФС РФ.
ХV съезд КПРФ дал принципиальные оценки прошедшему двадцатилетию, а также нынешней политической и социально-экономической ситуации в России. Накануне отчёта правительства в Государственной Думе читателям «Правды» предлагается подробный анализ проводимого сегодня курса и его последствий. В своей статье Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов не только вскрывает глубоко порочный характер этой политики, но и формулирует предложения российских коммунистов по выводу страны из кризиса. Статья адресована всем, кто хочет знать правду о положении в России и Антикризисной программе КПРФ.
17 апреля состоится очередной отчёт правительства перед Государственной Думой. Основная задача отчётов кабинета министров заключается не только в том, чтобы сформулировать программу на будущее, а в том, чтобы оценить сделанное, обозначить результаты, к которым страна пришла на данный момент. Но перспективы в значительной мере зависят от того, насколько честно власть оценивает результаты своей работы, насколько объективно она анализирует сегодняшнюю социально-экономическую реальность. Ведь это предопределяет и её действия в будущем. Качество оценки уже сделанного говорит о профессиональном уровне и об эффективности политики гораздо больше, чем любые декларации о намерениях.
Между тем политическая жизнь России в последние месяцы как раз характеризуется большим количеством заявлений о намерениях. Руководители страны обычно объявляют о них в регионах. В разных концах России президент и председатель правительства обсуждают нужные, но заведомо текущие вопросы и проблемы: от создания офшорной зоны на Сахалине до введения единой школьной формы. Прежде, по крайней мере, формулировали большие и серьёзные задачи: модернизация, борьба с коррупцией, формирование новой молодёжной политики. Объявляли очередную кампанию и хотя бы год-полтора делали вид, что занимаются заявленными проблемами. Но теперь президент и правительство почти ничего не говорят ни о модернизации, ни о коррупции, ни о поддержке молодёжи. Фантазии становятся всё более мелкими. И складывается впечатление, что темы, которые в последнее время предлагает обществу власть, провозглашаются только для того, чтобы отвлечь граждан от главных социально-экономических проблем, навязать обществу дискуссию о второстепенных вещах. А заодно создать иллюзию высокой активности самой власти.
Нетрудно предположить, что к тем же задачам может быть сведён и предстоящий отчёт правительства в Госдуме. Опыт прежних отчётов показывает, что они всякий раз превращаются в набор заклинаний о том, что российская экономика и социальная сфера идут по правильному пути, а впереди у правительства ещё более масштабные планы. Правда, о планах забывают вскоре после очередного отчёта. Им на смену приходят новые обещания, столь же далёкие от правды жизни. А реальное положение страны, её экономики, оборонного комплекса, образования, науки, медицины, культуры продолжает между тем ухудшаться.
Уверенность в том, что само правительство вряд ли даст объективную оценку своей работы, заставляет меня заранее сделать развёрнутый анализ положения страны. Одновременно хочу изложить позицию КПРФ и депутатов нашей фракции в Государственной Думе по вопросу о том, что может помочь России выйти из кризиса и стать на путь полноценного развития.
Экономика под внешним контролем
Прежде всего российское правительство уходит от объективной оценки состояния экономики и вопроса о собственности на сырьевые ресурсы и средства производства. Давайте посмотрим: кто в России владеет основными средствами производства, то есть средствами создания материальных благ, средствами формирования внутреннего валового продукта?
В нашей стране под иностранной юрисдикцией находится почти вся крупная собственность - около 90%. Прежде всего это компании, входящие в такие открытые акционерные общества, как «Базовый элемент», «Западносибирский металлургический комбинат», «Новокузнецкий металлургический комбинат», «ХК Металлоинвест», «Северсталь», «Норильский никель», «Уралкалий», «Мечел». А также группа компаний «Альфа Групп», дочерние компании «Башнефти», «Руснефть», «Фосагро» и другие.
Львиная доля прибыли, которую получают эти гиганты, вывозится из России. И это наносит колоссальный ущерб экономике страны. Прибыль компаний утекает за рубеж, а не направляется на финансирование НИОКР, техническое обновление производства, совершенствование технологий. Здесь и кроется основная причина того, что российская экономика остаётся сырьевой, а её объёмы сокращаются, сужаются как шагреневая кожа. Об этом свидетельствуют даже данные, публикуемые подконтрольным правительству Росстатом.
Статистические показатели говорят о том, что из кризиса, накрывшего страну в 2008-2009 годах, Россия так и не вышла. Власти лишь подлатали финансовые дыры - причём за счёт отнятых у народа средств. А теперь наступает новая фаза затяжного экономического спада. Одно из доказательств тому - состояние российских международных золото-валютных резервов (ЗВР). Если к августу 2008 года, то есть к началу мирового финансового кризиса, их сумма составляла почти 600 млрд. долларов, то к 1 марта 2013 года они сократились до 523 миллиардов.
Возможно, найдутся те, кто спросит: а зачем нам вообще эти резервы? Но нельзя забывать, что сегодня российская экономика «вмонтирована» в мировую. Страна буквально загнана в долговую яму. И чтобы сохранять свою государственную независимость, России необходимо иметь ЗВР, превышающие хотя бы общую сумму внешнего долга. Но мы видим прямо противоположную ситуацию.
По уточнённым данным Центробанка, внешний долг Российской Федерации на начало 2013 года составил без малого
623 млрд. долларов. В течение 2012 года он вырос на 93 млрд., то есть на 17,2%. Больше ни по одному экономическому показателю у нас не наблюдалось столь стремительного роста. В рублёвом эквиваленте годовой рост внешнего долга России достигает четверти федерального бюджета 2013 года.
Обратим внимание на то, что по состоянию на 1 марта сумма внешнего долга России превышает сумму международных резервов страны на 109 млрд. долларов, или более чем на 3 трлн. рублей. Именно эти цифры отражают реальное экономическое положение, свидетельствуют о неэффективности экономической политики, проводимой властью.
Иногда приходится слышать утверждение, что внешний долг Российской Федерации - это не государственный долг, а корпоративный, и ответственность за него несут коммерческие структуры, которые его накопили. Те, кто руководствуется такой логикой, забывают, что именно российское правительство, а значит и российское государство, является гарантом погашения внешнего долга заёмщиков независимо от формы их собственности.
Структура совокупного внешнего долга России на 1 марта выглядит следующим образом:
- Внешний долг органов государства на начало 2013 года составил 47,8 млрд. долларов. За год он вырос на 13,1 млрд., или на 37,8%.
- Совокупная задолженность банковского сектора и органов денежно-кредитного регулирования достигла без малого 218 млрд. долларов и составила 34,5% от общей суммы внешнего долга.
- Внешний долг фирм, корпораций и других структур, составляющих коммерческий сектор российской экономики, достиг 366,4 млрд. долларов - почти 58% от общего внешнего долга.
Возникает вопрос: а что же получила страна при таком безудержном росте долгов? Какие плюсы для своей экономики? Что создано, восстановлено, обновлено в России, чтобы эти долги выглядели хоть сколько-нибудь оправданными и в перспективе могли быть погашены, а не привели нас к очередному дефолту? Ведь с финансовой точки зрения страна, по сути, уже находится в состоянии дефолта. И может оказаться в том же состоянии юридически, если долги Российской Федерации будут предъявлены заёмщикам к погашению одновременно и в значительном объёме.
Кроме того, отработанная на Кипре система изъятия крупных вкладов может быть применена и в других офшорных зонах. И от этого российские банкиры и компании, которые являются носителями внешнего долга, станут ещё более уязвимыми. А угроза утраты гарантии их вкладов одновременно является и угрозой финансовой безопасности всей страны.
Капитал убегает, ВВП падает
Вместо того, чтобы принимать срочные меры по оживлению экономики, российские временщики и после кипрской истории продолжают выводить капиталы за рубеж, причём даже более ускоренными темпами. Только за первый квартал из России выведены 25,8 млрд. долларов. Из них 24 млрд. приходятся на банки. В рублёвом эквиваленте сумма выведенного за рубеж капитала составляет более 750 млрд. рублей.
Если бы эти деньги были направлены на поддержку аграрного сектора, который начинает весенние полевые работы, страна получила бы отдачу уже через несколько месяцев. И вклад окупился бы сторицей.
Средства необходимы и отечественной фармацевтической промышленности, которую погребают под собой неконтролируемые потоки импортных лекарств - гораздо более дорогих и далеко не всегда качественных.
Наконец, не так давно президент обещал выделить 5 трлн. рублей на развитие авиационной промышленности. Можно было давно начать модернизацию этой важнейшей отрасли, если бы власть проявила политическую волю и остановила вывод капитала из страны. Точнее говоря, остановила бы страшное ограбление России. Но вместо этого народ кормят липовыми программами и прогнозами, никак не увязанными ни с реальной ситуацией в экономике, ни с истинными потребностями общества.
Между тем экономические итоги первого квартала гораздо плачевнее тех, которые год-два назад предусматривались даже в самых пессимистических правительственных сценариях.
Прогнозировали рост ВВП от 3,6 до 5%. Но минэкономразвития вынуждено было признать, что по итогам первого квартала рост не составляет и 1%. Министр экономического развития Андрей Белоусов заявил: такой «рост экономики» - это то же самое, что и нулевой. За приведёнными цифрами, важность которых не все осознают, скрывается не менее 400 млрд. рублей, недополученных страной уже в первые три месяца текущего года.
Впереди нас ждут ещё более существенные потери. Независимые эксперты прогнозируют: в ближайшие месяцы начнётся падение ВВП. Уже в мае вместо обещанного роста произойдёт его снижение минимум на 4%.
Если сложить финансовые ресурсы, официально выведенные из России в первом квартале, с деньгами, недополученными из-за падения темпов роста экономики, образуется сумма потерь, составляющая более триллиона рублей. Это только те потери, которые на виду. А если прибавить к ним капиталы, которые выводятся из страны незаконно, через фирмы-однодневки, то получается ещё один потерянный триллион. Это официально признало на днях руководство Центробанка. Вот какие гигантские деньги крутятся в России, а потом утекают из неё. Но от чиновников мы при этом слышим постоянные жалобы, что у страны нет ресурсов, которые можно направить на интенсивное развитие науки, на обеспечение бесплатного и высококлассного образования, на спасение российской медицины от технологической и кадровой деградации.
В Антикризисной программе КПРФ заложено требование принять закон, запрещающий бесконтрольный, грабительский вывод капитала из России. Наши политические оппоненты утверждают, что оно нереалистично. Утверждают только потому, что стремятся заставить народ поверить, будто политика планомерного ограбления и разорения страны является единственно возможной, а альтернативы ей не существует. При этом те же наши оппоненты, стремящиеся фактически узаконить криминал и коррупцию, не желают признавать, какова истинная глубина кризиса, охватившего Россию.
Крах производства - обнищание регионов
Об устойчивых кризисных тенденциях также свидетельствует неуклонное падение промышленного производства, которое с точки зрения состояния национальной экономики является ключевым показателем. Спад промышленного производства фиксирует даже подлакированная официальная статистика. Он начался ещё в прошлом году и продолжался весь первый квартал текущего года.
В январе промышленное производство снизилось на 1,5%, в феврале - на 2,1%. Спад в обрабатывающей промышленности составил 1,3%, в сфере добычи полезных ископаемых - 2,3%, в производстве энергетического оборудования - 15-16%.
Деградация промышленного производства способствует снижению обороноспособности. И это в особенности опасно теперь, когда в мире нарастает военная напряжённость, когда постоянно множится количество международных угроз.
Осознавая эти тенденции, президент на одном из последних заседаний Совета безопасности прямо заявил, что нынешними темпами и методами модернизировать российскую промышленность и произвести её технологическое перевооружение будет сложно. И нужно взять за образец советскую индустриализацию 1930-х годов, когда в течение 10 лет, в две пятилетки, были построены несколько тысяч самых передовых промышленных предприятий. Они и стали затем основной опорой советской экономики и оборонного комплекса.
Но ведь индустриализация 1930-х годов осуществлялась в условиях строжайшей подконтрольности чиновников и управленцев обществу, в условиях, когда неуклонно соблюдалась дисциплина на всех уровнях. И любое отступление от норм законности строго каралось. А при нынешней тотальной коррумпированности власти, при колоссальной деградации государственного аппарата невозможно будет достичь хотя бы подобия результатов, полученных в годы индустриализации, если предварительно не провести кардинальное кадровое обновление в управленческой сфере.
В нашей партийной программе развитие базовых отраслей промышленности рассматривается как важнейшее условие сохранения российской государственности. Но роста промышленного производства невозможно добиться, если его отрасли разрознены, а технологические связи между ними разорваны. И если при этом продолжается варварская приватизация важнейших предприятий. Без упорядочения отношений собственности, на котором мы постоянно настаиваем, нельзя обеспечить рывок в промышленном производстве. А без промышленного обновления и развития не может быть экономического роста.
В одном из своих недавних выступлений заместитель министра экономического развития Андрей Клепач заявил, что «достижение экономического роста в 5% - разговор не сегодняшнего дня». И это при том, что само же правительство накануне официально приняло сценарий развития экономики, предусматривающий именно такой рост. Но, как заявил тот же Клепач, «сценарий отдельно, а бюджет отдельно».
Падение экономики, и в первую очередь промышленного производства, прямо сказывается на исполнении как федерального, так и региональных бюджетов. По итогам первого квартала федеральный бюджет исполнен с дефицитом около 131 млрд. рублей.
Ещё более плачевна ситуация с бюджетами большинства российских регионов, которые утопают в долгах и нерешённых проблемах. На начало 2013 года сумма долга субъектов РФ по их расходным полномочиям составила 1,4 трлн. рублей. Кроме того, в первом квартале дополнительно образовалась «дыра» в консолидированном бюджете регионов в сумме 500 млрд. рублей. По прогнозам минэкономразвития, к 2018 году бюджетный дефицит регионов вырастет до 1,8 трлн. рублей. И при этом правительство стремится передать как можно больше социальных обязательств субъектам РФ. А с 2014 года минфин отказывается предоставлять регионам России даже бюджетные кредиты.
Финансовые и социальные проблемы регионов вызваны не только кризисом экономики и падением производства. Они также обусловлены отсутствием у государства взвешенной региональной политики. Свидетельством тому может служить постоянно растущий разрыв между региональными показателями среднедушевого валового продукта. Если в 2003 году максимальный разрыв по этому показателю составил 58 раз, то последние показатели разрыва, опубликованные Росстатом, уже превысили 83 раза.
Столь вопиющие диспропорции между российскими регионами необходимо устранять. Поэтому фракция коммунистов в Думе требует принять закон о государственной региональной политике.
Погром русской деревни
Проблемы регионов могли бы быть в значительной степени решены при условии развития сельского хозяйства. Но в этой сфере, как и в экономике в целом, по-прежнему проводится антинародная либеральная политика, в результате которой сельскохозяйственная отрасль разрушается. Техническая отсталость отрасли с каждым годом лишь усугубляется. Так, по последним данным Росстата, производство тракторов в этом году составит в России 13234 единицы. В том числе по отдельным федеральным округам: Центральный - 1602; Северо-Западный - 703; Южный - 929; Сибирский - всего лишь 315 тракторов.
Такое количество производимой техники абсолютно не соответствует потребностям регионов. И они вынуждены закупать импортную сельхозтехнику - в ущерб собственному производству и занятости населения. Купленная по лизингу импортная сельхозтехника не оснащена необходимыми запасными частями. Это ещё больше обостряет проблему технической обеспеченности аграрного сектора. А в результате пустуют необработанные плодородные земли, сокращается поголовье скота, сельское население продолжает нищать, русские деревни исчезают с карты России.
Если бы средства, украденные в минобороны во времена Сердюкова, так и не привлечённого к ответственности, были вложены в аграрный сектор, русские сёла и деревни сегодня были бы многолюднее.
Если бы в сельхозмашиностроение направили хотя бы десятую долю того, что выведено в офшоры, село бы хорошело на глазах, а страна получила качественное продовольствие, произведённое на нашей земле.
Именно об этом с удовольствием мечтал премьер-министр Медведев в начале марта, во время своей поездки в Нижегородскую область. Находясь там, он сокрушался, что из потребляемых россиянами овощей всего 26% выращены в нашей стране. Медведев согласился с тем, что импортные овощи менее качественны и даже бывают опасными для здоровья. Вот только пока нет никаких оснований надеяться, что сказанное премьером хоть как-то отразится на аграрной политике государства.
Фракция КПРФ в Государственной Думе и наши депутаты в региональных законодательных собраниях выступают с конкретными предложениями и требованиями, предполагающими кардинальную смену политики в аграрной сфере.
Первое решение, которое необходимо принять немедленно, - обеспечение свободного доступа российских крестьян к продовольственным рынкам. Это позволило бы сельским труженикам получать более высокие доходы, самостоятельно реализуя свою продукцию, а не отдавать свой товар за копейки паразитам-перекупщикам. Горожане, в свою очередь, получали бы качественные продукты, выращенные их соотечественниками на родной земле. Именно такой порядок, способствующий укреплению национального сельхозпроизводства, введён в соседней Белоруссии.
Но политика российского государства в этой сфере определяется коррупционными мотивами. Поэтому преимущества получают поставщики импортных товаров, а также перекупщики. Причём и те, и другие зачастую связаны с этнической преступностью, действующей на территории России. Эти новые хозяева жизни, подкармливая взятками чиновников и правоохранительные органы, держат за горло и нашего крестьянина, по сути экспроприируя произведённое им, и коренных жителей российских городов, которые платят не крестьянину-труженику, а орде пришлых посредников.
Не могу не остановиться на ещё одном пороке нашей аграрной политики, связанном с так называемой свободой внешней торговли. Наши горе-чиновники нередко выражают гордость по поводу того, что Россия превратилась в крупнейшего экспортёра зерна. Но такая гордость выглядит противоестественной, если учесть, что российское село на глазах разоряется, объём сельскохозяйственного производства падает.
Так, в 2012 году объём производства сельхозпродукции сократился на 4,7%. И это только по данным официальной статистики. Кроме того, Росстат сообщает, что к началу марта нынешнего года обеспеченность сельхозпредприятий кормами снизилась по сравнению с мартом прошлого года на 23%. При этом власти намерены отменить пока ещё действующие некоторые ограничения на вывоз зерна из России.
Такая политика не имеет ничего общего с защитой национальных интересов и государственной безопасности страны.
Реальность «невидимой» безработицы
Нельзя не сказать и о другой проблеме, которая прямо вытекает из уже упомянутых. Это растущая безработица. Российское правительство не признаёт её вовсе. Более того, оно нередко кичится, что безработица в России значительно ниже, чем в Евросоюзе и США.
Но вот в начале апреля текущего года на конференции «Модернизация экономики и общество» вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец привела удручающие цифры, касающиеся занятости населения. Она заявила, что из 86 миллионов россиян трудоспособного возраста лишь 48 миллионов работают в тех секторах, которые, как выразилась Голодец, «видны и понятны». Все остальные, согласно её выводам, «непонятно, где заняты, чем заняты, как заняты». Голодец утверждает, что эти 38 миллионов граждан, о месте и характере работы которых государство не имеет точных данных, «создают проблемы для всего общества». В ответ хочется спросить у вице-премьера: а кто создал проблемы для самих этих людей? Ведь большинство из них хотели бы иметь постоянную работу по специальности, получать официальную зарплату, честно платить налоги и производить регулярные отчисления в Пенсионный фонд. Треть из этих 38 миллионов - довольно молодые люди, получившие высшее образование, но не сумевшие в нынешних условиях найти работу по специальности. Многие из них вынужденно очутились на «сером» рынке труда, говоря о котором, вице-премьер Голодец уверяет, будто ей абсолютно непонятно, откуда он вообще взялся.
Тревожные данные, касающиеся той же темы, приводит директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. В России насчитывается 15-20 миллионов человек, про которых ни налоговые органы, ни специалисты по рынку труда вообще ничего не знают.
Но ведь и власть, и социологи озабочены в первую очередь тем, что эти миллионы граждан выпадают из поля зрения налоговых органов. Но ни государство, ни социологи не беспокоятся о том, как и чем живут эти люди. Как чувствуют себя те из них, кто лишён возможности заниматься созидательной работой, потому что подлинно творческая деятельность не востребована в условиях дикого капитализма.
Власть уверяет нас, что безработица не является серьёзной проблемой для России. Но только с января 2013 года свою деятельность прекратили более 300 тысяч малых предприятий. К ликвидации их вынудило двойное увеличение социальных платежей. Нет сомнения, что большинство сотрудников этих малых предприятий пополнили ряды безработных.
Росту безработицы способствуют и непрекращающиеся процессы банкротства, которые по сути являются отработанным способом подготовки промышленных предприятий к приватизации.
Например, в середине марта по решению арбитражного суда было введено внешнее управление на Таганрогском автомобильном заводе. Ещё год назад долг этого предприятия превышал 21 млрд. рублей и продолжал расти. Спрашивается: почему предприятие, образованное в 1997 году, сравнительно недавно, и, следовательно, оснащённое новым оборудованием, сейчас банкротится? Оно выпускало различные виды продукции, востребованные в России: внедорожники, малые грузовики, автобусы и т.д. По какой же причине и кем именно это предприятие доведено до банкротства? И что в результате получат рабочие и специалисты, которые здесь трудятся? Сколько из них потеряют работу? Под силу ли новоявленному управляющему решить проблемы работников завода? Да и стоит ли перед ним такая задача?