Мои тексты и фото из районной газеты

Dec 22, 2017 15:35

за ноябрь 2017 г

На заработки

Не смотря на то, что сосчитанная реальность и ощущение от реальности в моей голове никак не стыкуются, начну с голых цифр. На 2017 год в населённых пунктах бывшего Мазского сельсовета зарегистрировано 527 жителей. Более половины из них - 281 человек - люди трудоспособного возраста. Официально статус безработного имеют меньше 10 граждан. Получается, официальный уровень безработицы населения в мазской округе - не более трёх с половиной процентов. А это меньше, чем в среднем по Вологодской области (4,6% по данным Росстата на январь этого года), чем в среднем по стране (5,6%) и, тем более, среди сельских жителей России (9,1%).
- Конечно же, безработных больше, чем зарегистрировано, - говорит главный специалист администрации сельского поселения Р.Ф. Аникина. - Некоторые из них просто ушли в тень, не состоят на учёте в центре занятости, живут случайными заработками.
- С проблемами трудоустройства в администрацию люди не обращались, - поясняет глава СП Семизерье А.А. Крякова. - Сельчанин всегда найдёт, чем заняться. Мы же на данный момент ищем водителя на скорую помощь для мазского медпункта и двух продавщиц.  Главное для работника - квалификация и, что самое важное, надёжность. С этим у нетрудоустроенных, за редким исключением, дела обстоят плохо.
Вот и фермер Илья Еранин, поля которого расположены возле Мазы, сетует на ненадёжность местных кадров:
- Приходится гонять машину в Барановскую и привозить на работу людей оттуда.

Вернёмся к цифрам. Из 281 трудоспособного человека около 70 трудится на территории Мазского сельсовета: в лесу, в сфере ЖКХ, в бюджетных и образовательных организациях, в торговле. А остальные?
- Сто восемь граждан зарегистрированы у нас, - говорит Раушанья Фаритовна, - а на работу ездят в Кадуй, Череповец, даже в Москву. Там снимают жильё, как-то обустраиваются.
Девяносто лет назад люди тоже пускались на заработки в далёкие края.

Крестьянин не мог прокормиться одной землёй, ведь местность наша, говоря современным языком, находится в зоне рискованного земледелия. А чтобы у землепашца мог появиться излишек хлебных продуктов, - отмечали исследователи, проводившие подворную перепись в начале прошлого века, - посевная площадь на один двор должна превышать 8 десятин (1 десятина = 1,09 га). Но в деревне Маза в среднем одно хозяйство засевало и засаживало 1,8 десятины. Поэтому большинство семей, начиная с января месяца, вынуждены были закупать ржаную муку. Выручали крестьянина промыслы. С первой половины 19 века стал развиваться промысел лесной. Он включал в себя пилку деревьев с корня, перевозку брёвен на берег сплавной реки и сам сплав. В начале прошлого столетия так промышляли в своих лесах, не далеко от дома. Спустя же 20 лет, в 1920-30 годы, крестьяне нанимались рубить лес в Мурманскую, реже в Архангельскую губернии. Как правило, глава хозяйства работал в дали от дома до 100 дней в год. Постепенно многие семьи сменили место жительства, переехали в районы промысла.

краеведение, мазские новости, Маза

Previous post Next post
Up