И. Орищенко. Верность долгу. Статья о семье Соколовых - владельцах усадьбы Верхний Двор

Apr 09, 2014 20:09

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
По сведениям, которые были опубликованы Новгородским губернским статистическим комитетом  в 1912 году, на территории Боровской волости (ныне - Мазское МО) располагалось три усадьбы.
Усадьба Заяцкое, смежная с одноимённой деревней, принадлежала Товариществу Ярославской Большой Мануфактуры. Это предприятие занималось заготовкой и сплавом леса, владела в Боровской и Барановской волостях семнадцатью тысячами десятин земли, в основном лесной.
Усадьба Павловское (другое название - Елизаветино), собственниками которой в то время были П. Л. Ган и О. П. Некрасова, находилась между деревнями Нижняя и Уйта.
И усадьба Ухабное, именуемая в других документах Верхним Двором. В народе же то местечко до сих пор называют  Барским имением. О владельце Ухабного Корнилии Андреевиче Соколове и его детях рассказывает Ирина Абдуллаевна Орищенко. Кроме этого она автор ещё двух материалов по истории Боровской волости Белозеркого уезда «Последние шоборовские священники» и  «Капчинский приход и его священники».
В 1907 году сама усадьба Верхний Двор располагалась на площади в одну десятину, состояла из трёх жилых и восьми хозяйственных построек. В ней содержалось три лошади, 8 голов крупного рогатого скота. Работало в усадьбе трое наёмных рабочих: один мужчина и две женщины. В тот год было высеяно 48 мер овса, одна мера ячменя и высажено 13 мер картофеля (мера - русская единица измерения веса, равная приблизительно объёму одного пуда зерна). Севооборот был трёхпольный с подсевом клевера. В усадьбе имелись два одноконных плуга и одна железная борона. Кроме того К. А. Соколов владел десятью десятинами пашни навозной, пятью с половиной десятинами сенокосов мягких заливных, тринадцатью с половиной сенокосов суходольных, 600 десятинами леса строевого, дровяного и вырубок, 215 десятинами леса по болоту. Всего в его распоряжении было 868,5 дес. земли удобной и неудобной.
Александр Дудкин

Верность долгу
«Дорогому брату и крестному Петру Андревичу Соколову.  1.IV.1901. СПб. К.Соколов». Фотографию с такой надписью подарил Корнилий Андреевич Соколов своему старшему брату, моему прапрадеду, священнику Николаевской Сухачской церкви.  На старом Шоборовском кладбище находится могила Корнилия Соколова. Когда-то там стоял памятник,  потом еще долгие годы лежали три камня,  на которых любила посидеть местная детвора, а теперь только в памяти старейших жителей д. Шоборово остались воспоминания о «князе Корнилове».
Он не был князем, и звали его Корнилий Андреевич Соколов.
Об этом прекрасном человеке, талантливом враче, судьба которого неразрывно переплелась с историей страны, мне и хочется рассказать.
Родился Корнилий Соколов 4 сентября 1850 года в семье священника Троицкой Досифеевской церкви Череповецкого уезда Андрея Ивановича Соколова. Окончил Вологодское духовное училище и Вологодскую духовную семинарию. В декабре 1875 года с отличием окончил Императорскую Медико-Хирургическую академию и был направлен в Клинический военный госпиталь. В июле 1876 года командирован в Сербию в качестве хирурга для оказания помощи русским добровольцам, воевавшим на стороне сербов с Османской империей. Главнокомандующим сербской армии стоял русский генерал М.Г.Черняев, горячо поддержавший балканских христиан в их борьбе с турками.  Война была кровопролитной, и молодому военному хирургу пришлось трудиться с огромным перенапряжением. В феврале 1877 года Корнилий Андреевич возвращается домой, а в апреле этого же года  направлен в Черногорию на шесть месяцев. Можно только представить, сколько жизней русских солдат и братьев славян спас военный хирург К.А. Соколов во время этой войны. О его заслугах говорят награды. Сербским правительством  награжден за заслуги во время войны Сербии с Турцией в 1876 году орденом Такова для ношения на груди и медалью с надписью «За храбрость» (ноябрь 1880 г.). Черногорским князем Николаем пожалованы орден Даниила Первого третьей степени (декабрь 1877 г.) и Бронзовая медаль в память войны с Турцией 1877-1878 гг. (февраль 1880 г.).
Огромный опыт, полученный на войне, нашел свое воплощение не только в последующей практике хирурга, в преподавании в военных учебных заведениях, но и в создании более десятка трудов по медицине*.
24 апреля 1879 года «Конференцией Медико-Хирургической Академии признан по экзамену доктором медицины»1.
Соколов Корнилий Андреевич служил старшим врачом Александровского кадетского корпуса, Николаевского кавалерийского и Павловского военного училищ, преподавал в Санкт-Петербургской военной фельдшерской школе.
В августе 1884 года награжден «за отличную усердную службу» орденом Святого Станислава третьей степени. В декабре 1894 года орденом Святой Анны второй степени, как преподаватель Санкт-Петербургской военной фельдшерской школы.
В 1904 году произведен в чин действительного статского советника, в 1916 году стал тайным советником. В каком году ему было пожаловано потомственное дворянство, установить пока не удалось, но заслуги его  перед Отечеством бесспорны.
Последние годы жизни Корнилий Андреевич провел в своей усадьбе Верхний Двор (Ухабное), располагавшейся в Белозерском уезде, недалеко от Николаевской Сухачской церкви, где более сорока лет священником служил его старший брат Пётр. Корнилий Андреевич пользовался огромным уважением среди населения уезда - избирался уездным предводителем дворянства, состоял председателем Кирилло-Белозерской дворянской опеки, гласным уездного земского собрания, председателем Уездного комитета попечительства о народной трезвости, «председателем Белозерского уездного отделения комитета Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, находящегося под Августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны»3.
Умер 20 ноября 1917 года в возрасте 67 лет4.
У Корнилия Андреевича было три сына и три дочери. Сыновья стали офицерами, но революционные события развели их по разные стороны фронта гражданской войны. Старший, Борис, после окончания Константиновского артиллерийского училища и Николаевской инженерной академии стал военный инженером,  участвовал в русско-японской войне,  строил оборонительные сооружения на Северо-Западном и Западном фронтах Первой Мировой войны, полковник. С 1918 года - на службе в РККА. Принимал участие в борьбе с войсками Юденича, английскими интервентами, белыми формированиями на архангельском фронте и с белополяками на западном фронте. С 1920 года занимается восстановлением и созданием береговой обороны побережья Черного моря, был начальником инженеров Очаковской крепости, а с 1926 года - начальник проектного бюро оборонительных сооружений в Севастополе. В 1941 году под его руководством были созданы рубежи сухопутной обороны города, которые остановили противника. «Участие в этой необыкновенно напряженной работе, -  пишет В.И. Фомин в своем документальном рассказе «Достойный памяти потомков», - такого руководителя проектировщиков, профессионала фортификатора высокого уровня, оказалось неоценимым. Судьба послала защитникам Севастополя в этот исторический момент Б.К. Соколова в числе других руководителей создания оборонительных рубежей, сыгравших решающую роль в 250-дневной героической эпопее города-героя»5.
Борис Корнильевич имел множество наград, как царских, так и советских.
Средний сын, Лев, окончил Павловское военной училище и Николаевскую академию генштаба,  принимал участие в Первой Мировой войне - командир 311-го пехотного Кременецкого полка, начальник штаба 78-й пехотной дивизии, с 1917 года - генерал-майор. Имел награды,  в том числе Георгиевское оружие и Орден Святого Георгия 4-й степени за боевые отличия. В 1918-1919 гг. состоял на службе в РККА, с 1920 года - в эмиграции во Франции. Умер 4 марта 1937 года в Сент-Кантен (Франция).
Младший сын, Владимир, окончил Павловское военное училище, служил в Лейб-гвардии Измайловском полку, принимал участие в Первой Мировой войне, был дважды ранен, но каждый раз возвращался в строй, имел награды, в том числе. орден Св. Георгия 4-й степени, который  получил за героизм, проявленный во время Брусиловского прорыва  -  «будучи в чине капитана в бою 7 сентября 1916 г. у местечка Свинюхи личным примером и беззаветной храбростью увлек людей под сильным пулеметным и артиллерийским огнем, атаковал противника и, несмотря на большие потери, овладел двумя линиями сильноукрепленных неприятельских позиций, захватив траншейное орудие, 4 офицеров и 82 солдата»2.
28 декабря 1916 года Владимир Корнильевич был произведен в полковники. Он стал последним командиром Лейб-гвардии Измайловского полка (с 25.09.1917 по 18.12.1917).
Позже воевал в Добровольческой армии в 4-м батальоне 1-го Офицерского генерала Маркова  полка, с 29 сентября 1918 года -  помощник командира Сводно-гвардейского полка. Убит 2 октября 1918 года под Армавиром.
Так по-разному сложились судьбы сыновей Корнилия Андреевича Соколова, но каждый из них честно служил Отечеству и не их вина, что раздираемая революционными событиями страна развела их по «разные стороны баррикад».
Ирина Орищенко
г. Севастополь

* Некоторые труды К.А.Соколова:
1. Хирургия для фельдшеров, 1891-1892 гг.
2. Из хирургии военно-полевых наблюдений во время войны в Сербии (1876 г.) и Черногории (1877 г.).
3. Хирургия, в двух томах; 4-е издание 1904 г., 6-е издание 1916 г., исправленное и дополненное.
4. Латынь для сестер и братьев милосердия, 1900 г., три издания.
5. Записки по уборке раненых, основные понятия из военно-полевой хирургии для воспитанников С.-Петербургской военной фельдшерской школы, 1891 г.
6. Записки по механургии, том первый и том второй (переломы), 1884 г.
7. Военная гигиена. Руководство для военных и юнкерских училищ, 1909 г. (2-е издание 1916 г.).

1 Краткая записка о службе старшего врача Николаевского Кавалерийского училища, статского советника Корнилия Соколова, представляемого к производству в чин действительного статского советника. Сентябрь 1904. // РГВИА. Ф.409. Оп.2. Д. 24543 (пс.314-796).
2 Послужной список полковника Л. Гв. Измайловского полка Владимира Корнильевича Соколова 1-го. Составлен в сентябре 1917 года.  // РГВИА. Ф. 409. Оп.1. Д. 142662 (пс.92-083).
3 Памятная книжка Новгородской губернии на 1916 год.
4 Запись о смерти № 42 в Метрической книге Николаевской Сухачской церкви за 1917 год // ГАВО. Ф.496. Оп.50. Д. 111. Л.341.
5 В.И. Фомин. Верность долгу. - Севастополь. НПЦ "ЭКОСИ-Гидрофизика", 2005 г.

ФОТОГРАФИИ:
1. Корнилий Соколов, 1901 год.
2. Лев Корнильевич Соколов с Петром фон Рейнекево время службы в Лейб-гвардии Измайловской полку, 1900-1903 год.
3.Командныйсостав Управления берегового строительства Черноморского флота. Сидит второй слева Соколов Борис Корнильевич, 1929 год.
4. Семья Соколова  Б.К.:  Борис Корнильевич, его жена Софья Семёновна и дети: Корнелий, Олег, Святослав, Игорь, Светлана, Рюрик.



1



2



3



4

краеведение, Боровская волость, 19 век, Верхний Двор, начало ХХ века

Previous post Next post
Up