«
Встреча с поэтессой М. Марковой в кадуйской районной библиотеке» на
Яндекс.Фотках Недавно был день рождения у Маши Марковой. Хоть она отмечала маленький юбилей, но...
Под катом беглая расшифровка фрагмента диктофонной записи встречи Марии Марковой в кадуйской районной библиотеке 15 декабря прошлого года. Вопросы задавали школьники и примкнувшая к ним журналистка районной газеты В. Фомина. И аудизапись: поэтесса читает одно из своих стихотворений. Оно посвященно А. Нитченко.
-Вы раньше рассказики писали. А сейчас прозой балуетесь?
- Я очень бы хотела писать прозу, но не получается.
- Душа не лежит или нет тем?
- Я не умею, я просто не умею. Это не всем дано.
- Чьи стихи Вам нравятся?
- Я люблю Блока, я люблю Пастернака. Блока я, конечно, не всего люблю, я не люблю стихи, которые он посвятил своей прекрасной даме, они мне кажутся занудными. У него есть совершенно прекрасные белые стихи. Из уже ушедших, но современных мне нравится Вознесенский. То, что он такой игровой поэт. Он предоставляет читателю простор для игры языковой и ума. Есть ещё один современный поэт, который также играет. Его зовут Саша Кабанов. Он живёт в Киеве, украинский поэт, пишущий на русском языке.
- Вы занимаетесь только творчеством? Постоянной работы нету?
- Но творчество это ведь работа.
- Конечно, работа. Но бывает, что пишущий человек параллельно где-то служит.
- Нет, такого, чтобы у меня была постоянная работа, вот такого у меня сейчас нет.
- Значит вы всю энергию, все силы тратите на стихи?
- Я бы не сказала, что буквально все. Я больше на безделье трачу.
- Маша, к вам часто приходит вдохновение?
- Не часто приходит, но я, конечно, стараюсь не упускать.
- С какого возраста Вы пишите?
- С четырнадцати лет, получаться стало только года три назад. А в четырнадцать я писала такие неуклюжие, смешные стихи, мне стыдно за них.
- Я заметила, что стихов про любовь у Вас как бы и нету?
- Мне же кажется, что сегодня я только про любовь и читала. Не обязательно же писать про любовь так, как писала Ахматова или как писала Цветаева. Можно и по другому.
- А как вы относитесь к Северянину?
- Я не люблю Игоря Северянина. Не люблю и не понимаю. Я просто теряюсь.
- Приятно, что есть такие люди, как Вы, и они связаны с Кадуем. У вас есть стихи о Кадуе?
- Не сказать, что конкретно о Кадуе. Если я пишу про какое-то место, то да, я использую приметы этого места. Вот я читала стихотворение "Над ключом от судороги…". Вы же знаете, какие у нас холодные речки. И мне бабушка в детстве говорила: прицепи к купальнику булавку, если сведёт ногу, то ты можешь уколоть себя.
- А к Анне Ахматовой вы как относитесь?
- Когда-то она мне нравилась, а сейчас равнодушно.
- А к Пушкину?
- Пушкина я люблю, но нельзя сказать, что я его читаю. Но Пушкин хорош, он должен к каждому прийти в своё время. Мне, я считаю, повезло, потому что в тот год, когда я заканчивала школу, был пушкинский юбилей. Пушкина тогда навязывали, буквально было какое-то насаждение, мы обязаны были прочитать почти всё, что он написал, чтобы подготовиться к сочинению. И когда пропускаешь через себя огромное количество материала, помимо того, что даётся в школе, ты вдруг выхватываешь такие произведения, которые как раз и надо читать. Например "Красавице, которая нюхала табак". Пушкин же достаточно шаловливым был. И вообще он на самом деле был невероятным. Я, например, читала у Вересаева, как он по ночам голым писал стихи и стрелял из пистолета хлебными шариками в потолок, а утром любил пригласить друзей и, смущая их своим видом голым, ходил по комнате, по углам которой валялись бумажки, и читал им свои новые только что написанные стихи. По-моему, это прекрасно.
- Читателей интересует, куда вы потратили президентскую премию?
- Я купила квартиру.
- В общем-то стихами можно неплохо заработать?
- Единичный случай ведь нельзя считать нормой.
- В какой школе вы учились?
- В третьей.
- А как вы учились?
- Четвёрки, тройки. И двойки были. Я помню свою первую двойку. Первую двойку я получила на уроке физкультуры за то, что у меня сломались лыжи, я их не принесла. Я шла домой и плакала. Это был первый класс. Я считал, что это было несправедливо.
- Прочитайте своё первое стихотворение?
- Я не помню. Но оно было про любовь.
- А вы ходили куда-нибудь дополнительно кроме школы?
- Я ходила в музыкалку на художественное отделение.
- А художественное образование помогает написанию стихов?
- Да, помогает. Но не совсем художественное образование, потому что у меня способностей к живописи вообще никаких нет. Дело в том, что у нас была определённая среда в художественной школе. Мы были разновозрастные и наши преподаватели на тот момент были ещё очень молоды. И в то время пока мы пытались что-то там нарисовать, а рисовали мы очень медленно, нас постоянно за это ругали, нам читали всякие прекрасные книги, мы слушали пластинки. "Петрова-Васечкина", например, слушали. Мы знали наизусть мультик "Крылья, ноги, хвост". И мы постоянно его друг другу говорили. Мы воевали с отделением хореографии, дразнили их пипетками. Это было такое позорное слово. Они никак не могли ничего придумать в ответ. Потому что кисточки вроде как не обидно. Хлеще пипеток ничего не было. Мы играли в ляпки-присядки. Грязными тряпками постоянно друг в друга бросались. Мы бросались друг в друга восковыми фруктами. Я помню, что я одному мальчику заехала мольбертом по голове. Я не знаю, как я его не убила.
You can watch this video on www.livejournal.com