Более половины от общего ущерба федеральным трассам приходится именно на тяжеловесный транспорт массой свыше 12 тонн, так как проезд одного такого автомобиля сопоставим с передвижением 25 000-50 000 легковушек.
Сегодня государство тратит на дороги примерно 1 трлн рублей ежегодно. Однако ущерб, который наносят грузовики с перевесом всем дорогам, равняется 2,6 трлн рублей. При этом большая доля уплаченного транспортного налога и топливных акцизов сегодня приходится на владельцев легковых автомобилей, которых на конец 2014 года насчитывалось чуть более 40 миллионов, а не на компании-перевозчики, чьи грузовики (а их, по подсчетам, около 1,5-2 млн) в основном и разрушают дороги.
Во многих странах владельцы большегрузов уже не одно десятилетие платят за проезд по дорогам. В Евросоюзе действуют жесткие правила, согласно которым за разрушение дорог платят те, кто их портит и на них зарабатывает. Такое же правило положено в основу российской системы взимания платы «Платон».
Государство на создание системы взимания платы - крупнейшего IT-проекта - не тратит ни единого бюджетного рубля. «Платон» реализуется на основе государственно-частного партнерства полностью за счет средств инвестора, при этом Федеральный дорожный фонд получает новый источник финансирования проектов дорожного хозяйства.
Собранные средства пойдут напрямую в Дорожный фонд, откуда будут направлены в качестве трансфертов на региональные дорожные проекты, в том числе реализуемые на принципах ГЧП. Поступления могут составить около 40 млрд рублей в год. Это позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние. Такой подход создает комфортные условия для региональных дорожных фондов, т.к. их собственные ресурсы могут быть направлены на реализацию других не менее важных проектов дорожной инфраструктуры на местах.
Система позволит реализовывать сложные объекты дорожного строительства с привлечением частных инвестиций.
"Система взимания платы позволит улучшить состояние автомобильных дорог по всей стране, а также ускорить строительство новых автомобильных магистралей. Это положительным образом скажется в том числе на удобстве транспортных компаний, значительно ускорит доставку грузов до получателя. Такой подход позволит уравнять конкурентные принципы работы для всех видов транспорта и обеспечить транспортное обслуживание отраслей народного хозяйства", - говорит министр транспорта РФ.
Вот и наш регион ощутил пользу от системы «Платон». Владимирская область вошла в число 18 регионов, которым на ремонт дорог дополнительно выделят 10 миллиардов рублей, собранных системой «Платон». 33 регион попал в «черный список» из-за ужасного состояния дорог в областной столице.
Владимирская область удостоилась упоминания на селекторном совещании правительства РФ, посвященном мерам по улучшению состояния региональных и муниципальных дорог.
С одной стороны, это был негативный контекст - Владимирская область прозвучала в числе регионов, где, по оценке федерального правительства, состояние дорого критическое. С другой стороны, нет худа без добра - именно этим регионам решено выделить дополнительные деньги на ремонт дорог.
В качестве меры дополнительной помощи регионам из «черного списка» Минтранса РФ решено направить им первые деньги, собранные с большегрузных фур за проезд по федеральным трассам с помощью системы «Платон». Министр транспорта Максим Соколов оценил объем дополнительного финансирования в 10 миллиардов рублей:
«Мы считаем возможным порядка 10 миллиардов рублей из средств, которые сегодня запланированы в расходных обязательствах бюджета в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда грузовиков с массой выше 12 тонн (так называемая система сбора «Платон»), направить на предоставление дополнительных трансфертов по следующим направлениям. Это субъекты, где критическое состояние дорог в целом и в том числе в столицах субъектов, - это Волгоградская область, Саратовская, Омская, Костромская, Тверская, Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская, Рязанская, Владимирская, Кировская, Самарская… Это данные, так сказать, официальной статистики. И в субъекты, где в целом есть критическое состояние дорог, не только в столицах, - это Республика Алтай, Челябинская область, Калмыкия, Республика Марий Эл. А также адресно в города, где именно, по нашим оценкам, наибольшие проблемы, - это Екатеринбург и Ростов-на-Дону».
Распоряжением правительства РФ от 23 мая 2016 года межбюджетные трансферты в размере 10,85 млрд рублей распределяются между бюджетами 24 субъектов Федерации, а не 18, как это планировалось изначально, включая 20 городов. Это позволит в 2016 году увеличить объёмы ремонта, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.
Владимирской области из почти 11-миллиардного транша достаются 400 млн рублей. Из них городу Владимиру - 200 млн.
Посмотрим, может и Суздалю что перепадет.