Крупным событием в 2016 году стал прошедший в Москве Гайдаровский форум. Это постоянно действующая дискуссионная площадка для обсуждения актуальных проблем современности.
Особое значение придается темам, связанным с осмыслением положения и стратегической роли России в мире. С течением времени Форум стал местом, на котором оглашается и подвергается критическому осмыслению внутренняя и внешняя экономическая политика России ближайшего года
В экспертной дискуссии «Туризм. Экономика. Образование» обсуждался вопрос особенностей туристско-рекреационных кластеров и их инновационная роль в развитии экономики региона.
Одним из современных инструментов развития туризма является формирование туристских кластеров. Туристский кластер - это совокупность организаций и фирм, взаимодействующих в развитии туристского продукта в определенных географических границах. Основной целью кластера является формирование и функционирование конкурентоспособного туристского комплекса. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка.
С докладом по теме «Муниципальные инструменты развития въездного и выездного туризма на территории муниципального образования» выступил глава города Суздаля И.Э.Кехтер.
Свое выступление Игорь Эрикович начал словами: «Мое выступление можно было бы начать и закончить словами: «Дайте деньги муниципалитетам, и мы разовьем и въездной и внутренний туризм», чем вызвал бурные аплодисменты собравшихся. Глава города рассказал о проблемах, которые необходимо решать для развития туризма и создания туристко - рекреационного кластера в городе Суздале.
Сегодняшняя действительность разделена на три отправные точки:
Наша законодательная база, опирающаяся на 131-ФЗ и мунинипалитеты, которые создают условия для развития туризма.
У бизнеса есть мнение, что власть живет сама по себе, а частный бизнес - в параллельном мире. Есть мнение у власти по отношению к бизнесу, что мало налогов остается на территории - заткнуть бы все социальные дыры, остальное - посмотрим.
Есть мнение у жителей, что развитие туризма мешает их спокойной привычной жизни.
У муниципалитета есть несколько задач:
- создание комфортной среды для пребывания гостя;
- продвижение и позиционирование своей территории;
- создание мотивации для посещения именного этого места;
- поиск инвестора и создание условий для инвестирования.
По мнению Кехтера И.Э. есть две основные группы инструментов: материальные и нематериальные, с помощью которых решаются задачи развития туризма. Причем нематериальный фактор недооценен по степени воздействия.
Материальные инструменты:
1.Прямое бюджетное финансирование туристических программ.
2.Благоустройство города (дороги, пешеходные зоны, места общего пользования, лавочки).
3.Своевременное и оперативное проведение ремонтных работ, ночное освещение, уборка территории и проведение ремонтных работ (аварийные, плановые). Можно месяц менять теплотрассу у входа в туробъект.
4.Ночное освещение территории.
5.Качественная уборка и вывоз мусора.
6.Стимулирование через ставку земельного налога для турбизнеса, а для населения через налог на имущество за образцовое содержание фасадов и приусадебных участков. Для Суздаля турбизнес вносит значительный вклад для пополнения бюджета через земельный налог. Имея 4,2% занимаемой площади, вносит 51% суммы земельного налога.
7.Поддержка турбизнеса через «Программу развитие малого и среднего предпринимательства».
Нематериальные инструменты воздействия на развитие туризма:
1.Разработка стратегии развития, в том числе и бренд - стратегии.
2.Разработка мастер-плана и генерального плана, отвечающих современным требованиям.
3.Формирование у жителей доброжелательного отношения у жителей к гостям.
4.Выступать в роли «объединителя» турбизнеса - для решения общих задач.
5.Участие в сборе реальной статистики и анализ.
6.Принятие нормативно-правовых документов о частно-муниципальном партнерстве.
7.Активность по вхождению в региональные и федеральные целевые программы.
8.Помогать в создании Ассоциаций и общественных объединений
9.Работать над сохранением и развитием уникальных традиций своей территории.
10.Поддержка событийных мероприятий.
11.«Не - футболить», а помогать в оформлении разрешительной документации.
12.Обеспечение безопасности пребывания гостей.
Порой нужны не столько деньги, сколько взаимопонимание власти и бизнеса. При кажущейся скудности ресурсов и малого бюджета у муниципалитетов есть разнообразный инструментарий для развития въездного и внутреннего туризма. Смотреть надо с оптимизмом!
Закончил свое выступление Игорь Эрикович фразой:
- Порой вовремя и в нужном месте установленная лавочка с урной и указатель, могут сыграть достаточно большую роль, чем бездарно потраченные сотни тысяч рублей!