Место встречи - Аничков

Jan 15, 2011 13:05


В конце 2010 года вышел сборник стихов педагогов клуба «Дерзание». Но на мой стол попал только сегодня. Название: «Место встречи - Аничков». Десять имен: Наталья Грудинина, Ирина Малярова, Герман Ионин, Татьяна Царькова, Сергей Макаров, Виктор Максимов, Геннадий Морозов, Алексей Ахматов, Алексей Шевченко, Виктор Кречетов. Последний взял на себя труд составителя.

В коротком предисловии он отдельно отмечает, что представлены не все преподаватели. Например нет таких известных мастеров, как Борис Лихарев, Леонид Хаустов, Ольга Бергольц. Нет среди них и легенды клуба Глеба Семеновича Семенова. Мотивация проста - проблемы с правообладанием (авторские права). Не попали те, с кем (или с родственниками которых) было сложно связаться. В предисловии, конечно, причина причесана: «стихи их изданы достаточно полно, в некоторых случаях даже в «Библиотеке поэта» и «каждый может открыть их для себя сам. Здесь же представлены авторы хотя и известные, но, стихи которых, не всегда легко доступны».

Составитель сборника надеется, что настоящее издание будет способствовать не только творческому росту воспитанников клуба, но и позволит им чувствовать себя частью единого поэтического сообщества, существующего в стенах Аничкова дворца вот уже более семи десятилетий. Что ж, надежды питают не только юношей. Под вопросом не только чувство единого сообщества, но уже и само существование «Дерзания».

Удивительно, как более чем десять лет назад это чувствовала, открывающая сборник, Наталья Грудинина - настоящий поэт и педагог. Настоящий - потому что, не задумываясь, бросилась на помощь молодому поэту (от стихов которого была не в восторге), в результате чего лишилась своей работы. Как тут не вспомнить «Уроки французского» Распутина? Возможность открыто, не боясь, говорить, что думаешь, будь то председатель правления писательской организации или газета горкома партии - неотъемлемая черта советского человека с большой буквы. Удивительно, что те, кто страдали за правду в те времена, и, казалось бы, имеют все моральные права осуждать строй - делают это крайне редко. Те же, кто сексотничал и прогибался перед властью тогда (ну или сидел по крысиным углам, трясясь за свою шкуру) - нынче в первых рядах ниспровергателей. Предлагаю весьма точный способ определения - кто кем был в советские времена - сейчас главные антисоветчики те, кто выкрикивал коммунистические лозунги, кто травил Бродского и запрещал Набокова. Это, конечно, не касается родившихся после семидесятых - они ничего уже не застали. Эти просто обмануты. Именно о них написала уже на самом излете Наталья Иосифовна:

Кто и за что накликал мне беду

Идти бок о бок с новым поколеньем?

Его ни деспот не имел в виду,

Ни вольнодумец, ни глупец, ни гений.

Когда в объятьях золотого сна

Мы возводили призрачное зданье -

Была нам свыше истина дана

В ее монументальном очертанье.

Мы жили ею. Никакой другой

Над крепким сердцем не давали власти,

И были в том свобода и покой,

Неведенья младенческое счастье.

Так на какой же прах, пожар и тлен

Ту истину замуровали в стену?

И ничего обманного взамен,

И никого великого на смену?

Кто исцелит ослабленных сердец

Кривое кровоточное биенье?

Какой придет беспамятный конец

Исканьям молодого поколенья?

Куда идти раздетым догола?

Темна тропа, и что ни шаг - тернистей.

Крутой и лживой истина была,

Но будь он проклят, этот век без истин!

Да, истина была не только крута(!). Всякая истина есть ложь, когда ее начинают воплощать люди. Это вполне Тютчевская формула. Что истина, когда даже «мысль изреченная…». Но куда идти нынешним начинающим поэтам, которые даже не ведают, что «раздеты догола»? Ведь степень одетости им сравнить не с чем. А когда не с чем сравнить - все становятся королями. Голыми, правда, но королями. И самая коварная штука, что они об этом не догадываются. Ведь их несуществующие мантии крепко поддерживают культуртрегеры и критики, издательства и фонды. Кто объяснит начинающим, что главные пропагандисты их недоделок их же и убивают? Они  всерьез считают, что говорят на новом поэтическом языке. Что они поэты 21 века.

Но мастером в конце века 20-го сказано: истину замуровали для воцарения праха и тлена.

Вот такие грустные мысли посетили меня, когда просматривал этот небольшой тихий и, без сомнения, невостребованный немногочисленными отпрысками Дерзания, сборник. Ни Буквоед, ни Дом книги его даже на порог не пустят. Притулится, вероятно, где-нибудь в Лавке писателя в количестве 5 экземпляров. И то - ладно.
 

Наталья Грудинина, Дерзание, Аничков дворец

Previous post Next post
Up