"Писателям в нашей стране стало так же неуютно, как и тем, кто пахал ныне зарастающее поле, кто каждый день ходил в цеха Второго шарикоподшипникового завода, сегодня превращённые в гигантскую студию для съёмок телевизионных программ и сериалов. Для того чтобы найти свой путь в литературе, надо литературу иметь. Вы могли бы привести хотя бы одно крупное литературное явление, на уровне того, что поставляла русская литература в социалистическом изводе, за последние двадцать лет? Только не говорите мне об Акунине и Донцовой! Пусть перед ними заискивают и остерегаются их в Кремле. Я назову вам, Максим, два имени, которые руководят нашей литературой из двух привычных цитаделей литературной власти - с Комсомольского проспекта и из дома на Поварской: В.Ганичев и И.Переверзин. На этих местах когда-то бывали Горький, Федин, Фадеев, Тихонов, Марков, Бондарев… Когда мы на одном из пленумов перебирали, кого бы мы хотели видеть своим писательским начальником, я высказал предположение, что это должен быть писатель с таким именем, чтобы из уличного таксофона он мог бы дозваниваться в Кремль до первых лиц государства. Фадеева Сталин принимал по его просьбе, а встречался ли Ваня Переверзин хотя бы с Сурковым? И что они обсуждали, новый роман Лукьяненко или выселение журнала «Дружба народов» из Дома Ростовых? Кому нужно литературное творчество на фоне одинаковых, как орехи, телевизионных сериалов и однообразных, как зубная боль, детективов и экономических достижений Вексельберга? Серьёзная литература не позволяет писателю экономически жить. Вот вам цитата из нормального, западного капитализма, это из огромной двухтомной монографии Брайана Бойда о Набокове: «А в стеклянной башне на Авеню-Америка Эд Бухер вырабатывал условия договора между Набоковым и «Макгроу-Хиллом»: аванс в 250 000 за одиннадцать книг, гонорар 17,5 процентов с первого тиража и, вместо принятых 50 процентов с продажи изданий в мягкой обложке, от 65 до 80 процентов автору». Обратите внимание на слова «вместо принятых». Французы говорят: чтобы сделать рагу из зайца, надо иметь хотя бы кошку. Литература, конечно, это - плод больших усилий автора, но, повторяю, не говорите мне, что она делалась в мансардах. Русская литература делалась и по имениям; советская - в домах творчества, ныне отнятых и проданных, в дачных посёлках писателей, в государственных издательствах, в почти каждом из которых был отдел по работе с творческой молодёжью. В издательствах советской поры, между прочим, не крали ради «собственника» принадлежащее интеллекту писателя. На выпущенную книжку писатель мог прожить три года до следующей..."