В августе 2010 года в ознаменование 80-летия МАИ, 75-летия Альпсекции МАИ, 65-летия Спортклуба МАИ и окончания мною МАИ проведена Эльбрусиада «МАИ-80».
С краткими итогами экспедиции можно ознакомиться
здесь.
Спустя пару месяцев в журнале «Вертикальный мир» №93 за октябрь 2010 года вышла моя статья о массовом маёвском восхождении на высочайшую вершину Европы.
Фотографии в основном
мои, немного Лёши Борисихина и Маши Сдобниковой.
Эльбрусиада «МАИ-80»
Когда-то давным-давно, когда горы были маленькими и черно-белыми, отец показал мне цветные слайды. На картинках во всю стену были изображены Ушба, двугорбый Эльбрус и Приют-11, в котором можно было выпить стакан чая в 10 раз дороже, чем в забегаловке на Азау и развести иностранцев на чудо заморской технологии - карпюр.
Приют-11. Архивное фото.
С тех пор прошло лет 15 и я сам оказался на Эльбрусе. Несколько очередей канатки, небольшой переход и вот мы у Приюта. Самого приюта больше нет, но виды-то остались. Их, правда, тоже пришлось долго выжидать - вверху туман, внизу туман, а посередине - снег.
От Бочек к Приюту.Эльбрус с юга.Ушба
Ночью давление еще больше понизилось, сильнее задул ветер, усилился снегопад. На ночевках из-за непогоды скопилось огромное количество людей, от которых меня даже в городе тошнит, и ночью мне стало нехорошо. Наутро наш инструктор Сергей Чистяков посмотрел на меня, спросил как успехи, на что получил ответ, что жить хочется. Серега рассмеялся, сказал, что когда он был впервые на Эльбрусе, ему хотелось сдохнуть! Короче, отправил он меня вниз, где я пил лимонад, ел вареную кукурузу и мечтал о возвращении на Гору…
Прошло еще два года. 2010-й стал знаковым годом для Московского Авиационного института. 65 лет Спортклубу, 75 лет горной секции МАИ, 80 лет самому институту, и наконец - самое главное - 2010 год стал годом окончания мною института. В связи с этими замечательными событиями наш старший тренер Миша Волков, правление спортклуба и руководство профкома решили провести Эльбрусиаду МАИ-80.
Мы никогда не искали легких путей, поэтому собрались идти со стороны ущелья Джилы-Су, где нет ни канатных, ни автомобильных дорог, что такое кафе или горячий душ знают только из легенд, передающихся из поколения в поколение, но зато здесь есть «горячие» нарзанные источники, много-много баранов и мохнатые коровы - яки.
Яки.
Мы - спортсмены-псевдоальпинисты под прикрытием спортивных сборов поехали на акклиматизацию перед Эльбрусом в
Узункол. Там я почти ничего не сходил и большую часть смены проболел, но стараниями все того же старшего тренера Волкова все же закрыл долгожданный 2 разряд. Наши новички оказались бойцами и, не смотря ни на что, в последний перед отъездом день позакрывали третьи разряды.
Новички-2010.
Итак, сборы окончились, мы погрузились в «буханки» и поехали в сторону поляны Битик-Тюбю. Машины прыгали на камнях, моторы «закипали», мы бились головой о потолок, а водители проклинали себя за то, что согласились нас подвезти, перед очередным бродом перекрещивались и просили помощи у Аллаха.
На поляне нас встретил дождь и три отделения участников мероприятия: «пионеры», «пенсионеры» и «сочувствующие», которые сюда забросились неделю назад и под художественным руководством Маши Шаферовой и чутким присмотром гидов Вити Ершова и Андрея Африна уже успели погулять, акклиматизироваться и разработать всю тактику маршрута и наших передвижений.
Базовая палатка.Участники экспедиции
Отделение «пионеров» состояло из студентов и сотрудников МАИ, большинство из которых горы в лучшем случае в телевизоре видали, поэтому всю предыдущую неделю с ними занимались инструктора: акклиматизационные выходы до 3900, снежные, ледовые, скальные занятия - все по полной программе.
«Сочувствующие» - это те, кто не поехал на сборы в Узункол, но про альпинизм знают не понаслышке: тоже гуляли, топтали снег и лед.
Самыми боевыми оказались «пенсионеры» - отделение Маевских ветеранов, состоящее из мастеров спорта и кандидатов в мастера и доктора. Под предводительством
Евгения Макаровича Киреева - заместителя декана 2 факультета МАИ и одно из моих недавних дипломных руководителей, ветераны за время акклиматизации разведали путь до 4500 метров, оставляя по дороге свои самшитные палатки в розовый горошек, которые ни с чем нельзя спутать, сразу видно - наши ветераны!
Ветеранская палатка на 3900.
На утро после приезда в базовый лагерь мы ушли в отрыв. Нагрузили рюкзаки, так что еле подняли, и пошли вверх. По тактическому планы, первая ночевка должна была быть на 3500 м, но нас, рвущихся к вершине, остановить смогла только непогода в районе 3700.
В путь.Переправа.Ночевки на 3700.
На этих ночевках я чуть не погиб классической альпинистской смертью («пошел посрать и сердце встало»). Поднялся я на пару десятков метров над лагерем, присел за камушек, глянул по сторонам… Так и просидел до полной темноты - такого красивого заката я, наверное, раньше не видел, а скалы вокруг переливались всеми оттенками красного и оранжевого цветов.
Марсианские пейзажи.Закат.Сумерки.
На следующий день мы планировали пройти траверс под стеной жандарма Утюг, поставить лагерь на 4200 и просмотреть путь выхода на плато, но в этот день погода была хорошая, поэтому ничего не могло помешать нашим забойщикам Мише Волкову и Денису Березовскому - постоянному участнику и призеру забегов на Эльбрус.
Домбай.Узункол.
Где-то в районе 4400 мы заметили ветеранскую палатку «4200». Она была далеко внизу. Альпинисты, народ не суеверный, но осторожный, поэтому на всякий случай возвращаться не стали.
Пришлось пройти «ключ» маршрута - технически самый сложный участок. Закрытый ледник и несколько довольно крутых участков льда проходили по перилам. Участники бодро и весело переносили все тяготы и лишения сидения в очереди на станциях в белоснежном снегу. Нас грело солнце и тяжеленные рюкзаки с полным бивуаком и запасом еды на 5 дней. Из-за Утюга периодически вылетали облака, а с самого жандарма сыпались камушки. Когда один из них размером с два камаза с грохотом обрушился вниз, мы для себя отметили, что спускаться можно только по утреннему холоду. На 4500 разбили штурмовой лагерь и улеглись спать.
Выход на снег.Впереди «ключ».Внизу палатка «4200».
Пока наши отделения проходили ключ, новички двигались из базового лагеря к лагерю 3500, где во время занятий они выложили огромную надпись МАИ из камней.
2 августа мы устроили акклиматизационно-тренировочный выходной. Вспомнили, как ходить по снегу в кошках и набили ступеней до 5000 м. Вечером дождались догоняющих и постановили, что выходим 3 августа в 4 утра, контрольный срок на вершине - 12:00.
День.Вечер.Ночь...
Вышли в 4:15, пролетели по вчерашним ступеням и потихоньку пошли дальше. Было очень холодно, особенно ногам, которые пришлось затолкать в смерзшиеся за ночь ботинки. А ведь я их убирал в палатку, думал там тепло… В следующий раз буду прямо в спальник прятать.
Где-то после 5300 стало не только холодно, но и тяжело. Кто-то шел постоянно отдыхая, кто-то считал шаги. Мне такая тактика не понравилась - кажется, что считая шаги, загоняешь себя в усталость к пятидесятому шагу, поэтому я шел и напевал всем известную песенку Эдуарда Хиля, знаменитого в интернетах как «Тро-ло-ло Мэн». Слов я не знал, но выдумывал что-то похожее по ходу.
К вершине.
Шаг за шагом, серпантин за серпантином. Вон она, вершина, уже рядом. Слева выползло солнце и начало обжигать лицо, из-за перегиба ветер подымает снег и засыпает следы, задувает под очки, глаз уже даже слезиться не может. Еще несколько минут, несколько метров - вершина.
Вершина!
В это момент мгновенно прошла усталость, и согрелись ноги - вот оно счастье. Фотографии, горячий чай, спуск - надо уступать место тем, другим, у которых вершина еще впереди…
На вершине.
С 7:40 до 10:00 на вершине побывало 33 маёвца, включая новичков и ветеранов, занесены флаги МАИ, Профкома МАИ и Альпклуба МАИ.
Это первое успешное массовое восхождение на Эльбрус с Запада. Люди, заходившие на вершину по «классике», были в шоке от происходящего.
К 12 часам мы спустились на ночевки, где готовили обед и загорали на снегу. Некоторые представители тренерского состава даже сыграли в «пингвинов». Победил опыт - дальше всех по снегу на животе уехал инструктор Николай Кирпичев.
Старт.Финиш.
Днем была переменчивая погода - то жарило солнце, то валил снег. Простуда и усталость делали свое дело. Бросало то в жар, то в холод. Начинался снег и даже пуховка со спальником не спасали, а как только засветит солнце, приходилось выпрыгивать из палатки в сугроб.
Вечером погода стабилизировалась, стало просто холодно. Мы закутались во все свои теплые вещи и опять любовались закатом. Уже ради того, чтобы увидеть, как солнце тонет в снеговых облаках, стоит сюда забраться.
На рассвете, пока огромная тень Эльбруса все еще не пускает солнечные лучи на Западный Кавказ, мы быстренько сдюльферяли вниз по спонсорским
ВЕНТОвский веревкам, которые повесили еще во время подъема, пробежали под все еще скованным морозом Утюгом и на ночевках 3900 встретили Михаила Русакова - легендарного маёвского альпиниста - лыжника - шахматиста, рекордсмена книги Гиннеса,
забежавшего в 1993 году на Западный Эльбрус из поселка Верхний Баксан за 11 часов 55 минут.
Миша варил чай и угощал участников бутербродами всех мастей, включая бутерброды с красной икрой.
Бутерброды Русакова.
Вечером мы уже были в базовом лагере, где отпраздновали успешное завершение Маевской Эльбрусиады: новичкам были вручены значки, а всем участникам - сертификаты, в которых написано, по какому пути и во сколько была достигнута вершина высочайшей горы в Европе.
За вершину!С вершиной!
Следующие два дня мы выравнивали загар, купались в нарзанах и играли в шахматы - готовились к предстоящему Чемпионату Европы по АЛЬПшахматам, который должен состояться в конце осени на Западной вершине Эльбруса.
Игра в шахматы.
В общей сложности, вершину Эльбруса с Запада покорили 34 маевца (33 человека 3 августа и 1 ветеран - 5 августа). Мы прошли этот красивый и интересный маршрут в честь 80-летия нашего любимого института, ведь:
МАИ - это я, МАИ - это мы,
МАИ - это лучшие люди страны!
До завтра, Солнце!До свидания, Эльбрус!