Выборг, часть 3

Aug 25, 2007 01:28

Парк Монрепо


Я не люблю много писать, на думаю, что историю этого места надо рассказать

Но сначала фото:

Главные ворота парка были построены в 1830 г. по проекту архитектора К.Энгеля. Ворота были утрачены и вновь воссозданы по подобию прежних в 1982 г.


Павильон "Храм Нептуна" был построен в 1820-х годах. Это первая самостоятельная работа архитектора А.И.Штакеншнейдера. Воссоздан в 1990-х годах...


...


Капелла "замок Людвигштейн" на острове-некрополе, фамильном кладбище рода Николаи


Вход на остров-некрополь, раньше здесь ходил паром


Недавно воссозданная скульптура Вяйнямёйена - героя карело финского эпоса «Калевала»


но и тут уже кто-то постарался


тропинка и каменная лестница в ту часть парка, что называли "Конец света"


А теперь, для тех, кому это интересно, немного о парке:

История этого места уходит корнями в глубокое прошлое. Ещё в шведские времена, в XVI веке, на острове Слотсхольмен (современное название Твердыш) был устроен скотный двор Лилл Ладугорд - часть хозяйственных угодий Выборгского замка. Местность эта, по преданию, называлась "Старый Выборг". Следуя легенде, именно здесь находилось карельское поселение, предшественник города.
В XVII - начале XVIII вв. земли эти сдавались в аренду выборгским бюргерам и чинам шведской администрации. с вхождением Выборга в состав Российской империи местность оказывается в пользовании коменданта Выборгской крепости, последним из которых был П.А. Ступешин. В 1770 году он устраивает здесь свою загородную дачу. Начинаются первые работы по созданию парка, который при нём называется Шарлоттенталь. Насыпается плодородная земля, проводятся мелиоративные работы. Строится деревянный усадебный дом, оранжерея, разбивается фруктовый сад. Появившиеся тогда прямые липовые аллеи сохранились до наших дней. После смерти Ступешина именеем недолго (1784-1787 гг.) владел выборгский губернатор герцог Фридрих Вельгельм Карл Вюртембергский, брат жены Павла I. Он продолжил работы по благоустройству парка. При нём проложили и обсадили деревьями дорогу к Выборгу.
Затем владельцами усадьбы почти на два столетия (1788-1943 гг.) становится род баронов Николаи. Благодаря им парк и усадьба Монрепо приобретают европейскую известность.
Людвиг Генрих Николаи , принявший в России имя Андрея Львовича относится к числу тех иностранцев, которые нашли здесь вторую родину, служили ей честно и бескорыстно всю жизнь. Он прошёл путь от придворного учителя до президента Петербургской Академии наук. Единственный сын А.Л. Николаи Павел служил дипломатом в Лондоне, русским послом в Копенгагене. Один из его сыновей - Александр Николаи был членом Государственного совета, почётным членом Академии наук, попечителем Киевского учебного округа, управляющим гражданской частью на Кавказе, занимал пост министра народного просвещения России. В 1820-1830-х годах, при Павле Николаи, усадьба и парк Монрепо достигли наивысшего расцвета.
В создании парка принимали участие архитекторы Д. А. Мартинелли, О. Монферран, Т. де-Томон, А. Штакеншнейдер, Ч. X. Тэтам, художники Я. Меттенлейтер и П. Гонзаго, скульпторы И. Таканен, Т. Боруп, садовые мастера И. Э. Вистерфельд и Цвейгер.

Наиболее интересная часть парка расположена между скальной грядой и побережьем залива протяженностью около одного километра. Перед главным фасадом усадебного дома был разбит регулярный парк. По мере удаления в восточном и северном направлениях он плавно менял характер, обретая черты английского пейзажного парка, в свою очередь смыкавшегося с естественным лесным массивом острова.
Основой художественного формирования парка служили оригинальные композиции строений и насаждений, подсказанные природным ландшафтом, целенаправленное чередование открытых полян с кудрявыми рощами. Рука человека деликатно кое-где чуть "подправляла" природу: сделала более удобным проход меж скал, вырубила несколько ступенек на крутом склоне горы, сложила из диких валунов экзотическую ограду... Для создания и смены настроения у посетителей в парке возводили различные павильоны и беседки, устанавливали скульптуру, создавали ложные могилы с надгробными памятниками. Парк насыщался романтическими и сентиментальными аксессуарами, которые воссоздавали романтику далёких стран Востока, вызывали воспоминания о давно прошедших временах, о друзьях, ушедших в мир иной... Для подобных "затей" в Монрепо, как нигде, природа предоставляла идеальные возможности. Следует отдать должное и владельцам парка, их вкусу и художественной одаренности. Используя ландшафт и широкое разнообразие изобразительных средств, А. Л. Николаи и его сын Павел создали подлинный шедевр садово-паркового искусства мирового значения. Это и ценнейший вклад в сокровищницу русского искусства.

В ходе двух последних войн Финской и Второй мировой ущерб, нанесенный парку, был небольшим. Настоящая беда пришла позже. В 1945 году в усадебном комплексе был размещён Дом отдыха Военно-электротехнической академии связи им. Буденного. Когда в 1952 г. усадебные постройки были поставлены под охрану как памятники архитектуры Китайская беседка, Храм Нептуна, китайские мостики, многие скульптуры оказались безвозвратно утраченными. Кроме того, была разграблена,, и разрушена родовая усыпальница баронов Николаи на острове-некрополе Людвигштайн.
В последние годы были воссозданы китайские мостики, павильон «Храм Нептуна», Чайная беседка, скульптура Вяйнямёйена, отреставрирована капелла Людвигштейн.

При написании использовались книги:
Е.Е.Кепп, Выборг: Художественные достопримечательности. 1992
Алманах Монрепо. 2004 г.

Монрепо

Previous post Next post
Up