Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич Пропп (16
[28] апреля 1895,
Санкт-Петербург -
22 августа 1970,
Ленинград) - советский
филолог,
фольклорист, профессор
Ленинградского университета. Получил мировое признание, является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике, одним из создателей современной теории
текста. Современные
структуралисты считают В. Я. Проппа одним из своих предшественников.
Биография
Родился 16 (28) апреля 1895 года в
Санкт-Петербурге в семье
поволжских немцев. Отец - Яков Филиппович (Иоанн Яков) Пропп (1858-1919), управляющий Петербургским отделением торгово-промышленного товарищества Торговый дом «Братья Шмидт», родившийся в селе Гуссенбах (ныне с.
Линёво, Волгоградская область). Мать - Анна Елизавета Фридриховна, урожденная Бейзель (?-1942).
В 1913-1918 годах изучал сперва германскую, а затем, с третьего курса, вместо германской русскую филологию на
филологическом факультете в
Петроградском университете. Впоследствии преподавал немецкий язык в вузах Ленинграда. В годы Первой мировой войны Пропп собирался на фронт, однако в армию студентов не призывали. Тогда он сдал экзамены по анатомии, физиологии, хирургии, работал в лазарете санитаром и братом милосердия.
В послереволюционные годы, в период Гражданской войны и позже (1917-1929) семья Проппов жила в своём доме на хуторе Пропп. За это время Владимир Яковлевич был в отцовском имении несколько раз. В конце 1918 года навестил больного отца, в марте 1919 года приехал уже на похороны Якова Филипповича. На некоторое время остался здесь и работал в поле с родственниками.
Работал школьным учителем в деревне
Голый Карамыш в 70 км от хутора.
Затем Пропп вернулся в Петроград. Летом 1923 года он приезжал в бывшее имение с женой.
20 декабря 1929 года в немецкой колонии Гуссенбах
Медведицкого кантона началась
коллективизация. По акту, составленному
ударной бригадой Гуссенбахского сельсовета, имущество Анны Пропп передали в колхоз им. Сталина.
С 1932 года Пропп преподавал и вёл научную работу в
Ленинградском университете (ЛГУ). С 1937 года стал
доцентом, с 1938 года - профессор
филологического факультета ЛГУ, последовательно на кафедрах романо-германской филологии, фольклора и, вплоть до 1969 года, русской литературы; в 1963-1964 годах заведовал кафедрой.
В июле 1941 года как этнический немец едва не подвергся высылке из Ленинграда, а в 1944 - аресту, но оба раза был спасён ректором ЛГУ
А. А. Вознесенским.
В период «
борьбы с космополитизмом» (1949-1952) преподавал на
кафедре этнографии и антропологии исторического факультета.
Был дважды женат. В браке с Серафимой Павловной Соколовой родились дочери Мария и Елена. От брака с Елизаветой Яковлевной Антиповой (1905-1979) - сын
Михаил (1937-2018), гидробиолог, заслуженный деятель науки РФ.
Скончался 22 августа 1970 года в
Ленинграде в возрасте 75 лет. Похоронен на
Северном кладбище.
Исследование сказки
Самая известная работа учёного - «
Морфология сказки» (Ленинград,
1928) - монография, посвященная структуре народных сказок. Исследуя фольклор, ученый выделил в сказках постоянные и переменные элементы. К постоянным он причислил действия, которые совершали персонажи для развития сюжета, и их последовательность. К переменным - отнёс языковой стиль произведений, количество действий и способы их исполнения, а также мотивировки и атрибуты персонажей. Над первым научным трудом Пропп работал 10 лет.
Известные учёные - литературовед
Борис Эйхенбаум, этнограф Дмитрий Зеленин, лингвист
Виктор Жирмунский - одобрили работу исследователя. Однако большой популярности тогда она не получила.
Пропп выделил повторяющиеся постоянные
функции действующего лица (всего 31), положив начало структурно-типологическому изучению
нарратива. Работа Проппа оказала значительное влияние на развитие
структуралистских исследований мифологических, фольклорных, литературных текстов.
В 1930-е годы Владимир Пропп выступает с докладами по фольклористике. Ученый представлял исследования «Сказочной комиссии» на отделении этнографии при Географическом обществе, на секции фольклора в Институте истории искусств, на секции «Живая старина» в Институте сравнительного изучения литератур и языков Запада и Востока им. Веселовского.
С 1937 года Владимир Пропп работал на кафедре фольклора в ЛГУ, где ему присвоили звание кандидата филологических наук без аттестации и экзаменов, а через год назначили профессором.
Докторской диссертацией ученого стала рукопись книги «Исторические корни волшебной сказки» - продолжение предыдущей монографии.
В этой работе Пропп писал не о структуре сказок, а об их происхождении. Он изучал мифологию первобытных народов и объяснял истоки волшебной сказки в племенных обрядах инициации: их участники также проходили испытания, порой терпели неудачи, потом благополучно выполняли задания и получали «новый облик». Так сюжет любой сказки объяснялся обрядом инициации, в ходе которых дети получали новый статус.
«Морфология» и «Исторические корни» представляют собой как бы две части или два тома одного большого труда. Второй прямо вытекает из первого, первый есть предпосылка второго. <…> Я по возможности строго методически и последовательно перехожу от научного описания явлений и фактов к объяснению их исторических причин».
В работе «Исторические корни волшебной сказки» (Ленинград,
1946) Пропп развивает гипотезу, разработанную Пьерром Сентивом (псевдоним
Эмиля Нурри). Пропп видит в народных
сказках напоминание о тотемических ритуалах
инициации.
Очевидно, что структура сказок имеет характер инициации. Проблема - как выяснить, описывает ли сказка систему обрядов, относящихся к определённой стадии культуры, или же её сценарий инициации оказывается «воображаемым», не связан историко-культурным контекстом, но выражает внеисторическое архетипическое поведение психики.
В качестве примера Пропп обращается к тотемическим инициациям; этот тип инициации был недоступен для женщин, но основным персонажем славянских сказок оказывается как раз женщина: старая ведьма,
Баба-Яга. Она выступает посвящающим старшим с точки зрения гипотезы об обрядовом происхождении сказки. А посвящающий, хотя всегда являлся мужчиной, имел символические признаки обоих полов, или даже только женские.
Пропп приводит этнографические данные, показывающие процесс разложения древней тотемической религии и превращения сакральных некогда устных преданий в сказки. Рассматривая этносы, ещё не расставшиеся с тотемизмом (и не имеющие сказок как таковых), находящиеся в процессе его разложения, и современные сказки «культурных» народов, Пропп приходит к выводу о единстве происхождения волшебной сказки.
Опала
После выхода книги «Исторические корни волшебной сказки» в 1946 году Проппа уволили из Академии наук. Его обвинили в антимарксизме, идеализме и религиозности идей. В журнале «Советская этнография» вышла рецензия «Против буржуазных традиций в фольклористике (о книге проф. В. Я. Проппа „Исторические корни…“)». Здесь учёного раскритиковали за мистицизм, «извращение и фальсификацию истинной картины общественных отношений» и отсутствие опоры на труды Максима Горького - он тоже изучал сказки и считал, что волшебные сюжеты - это мечты людей о лучшей жизни, об изменении реальности. В 1940-е годы это было серьезным обвинением - печатать другие работы автора «антимарксистской книги» никто не решался. За последующие 12 лет после выхода книги Пропп опубликовал лишь три статьи по фольклору, тезисы и статью о проблеме артикля в современном немецком языке.
Аграрные праздники и древнерусское искусство
Третью монографию «Русский героический эпос» Пропп издал в 1958 году. Он писал ее 10 лет, то бросая, то снова возвращаясь к работе. Проанализировав тексты всех известных ему былин, ученый нашел связь «развития эпоса с ходом развития русской истории», объяснил многочисленные загадки в былинах, описал специфику былинных героев, раскрыл особенности поэтики этого жанра.
Автор, анализируя фольклор, указывает на аграрный характер славянских праздников и верований, таких как
Масленица,
Семик. Базисом для книги во многом послужила работа
Дж. Фрэзера «
Золотая ветвь».
Четвертая монография Владимира Проппа - «Русские аграрные праздники» - вышла в 1963 году. Изучая годовой цикл, сравнивая праздники между собой, ученый пришел к выводу, что частично они состоят из одинаковых элементов, иногда различно оформленных, а иногда тождественных.
В 1960-е годы выходили и другие работы фольклориста: «Об историзме русского эпоса (ответ академику
Б. А. Рыбакову)», «Фольклор и действительность», «Об историзме русского фольклора и методах его изучения». В последние годы жизни ученый увлекся древнерусским искусством: иконописью и архитектурой православных храмов. Он собрал тысячи фотографий и зарисовок икон, соборов, церквей, часовен. В планах у Владимира Проппа была работа о систематизации форм православных храмов.
Однако учёный не успел написать очередной масштабный труд. После смерти Владимира Проппа в СССР опубликовали еще две его книги: «Проблемы комизма и смеха» и «Русская сказка».
Основные труды
Морфология сказки. - Л.: Academia, 1928.
Русская сказка. - Л., 1984.
Исторические корни волшебной сказки. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 364 с.
Фольклор и действительность. - М.: Наука, 1989. - 233 с.
Русский героический эпос. - Лабиринт, 2006. - 624 с. - ISBN 5-87604-051-7.
Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). (Собр. тр. В. Я. Проппа.) Науч. ред., комм. Ю. С. Рассказова. - М.: Лабиринт, 1999.
Читать В. Я. Пропп «Фольклор и действительность» Скачать и читать книги в «Книжной лавке»