Приглашаем на кино-литературный (и не только, как всегда) вебинар!!! Всех!!!

Mar 08, 2024 20:00


Эжен Скриб «Стакан воды: или следствия и причины»


Стакан воды: или следствия и причины (фр. Le verre d’eau ou Les effets et les causes) - пятиактная комедия французского писателя Эжена Скриба 1840 года, действие которой происходит при дворе королевы Анны Великой. Британия в начале XVIII века.

Премьера состоялась в Французском театре в Париже 17 ноября 1840 года, а в 1841 году Александр Космар перевел его на несколько языков, в том числе на немецкий.

Первая постановка в России (в Санкт-Петербурге) состоялась в 1864 году, когда формального разрешения на постановку ещё не было, а показала спектакль труппа французского театра в Петербурге, со знаменитой актрисой Жанной Арну-Плесси в главной роли. Официальный запрет на постановку пьесы в России был снят лишь в 1872 году.

Пьеса представляет собой яркий пример хорошо поставленной пьесы, или «Piece bien faite», в которой мотивы всех персонажей настолько взаимосвязаны, что действие в любой данный момент заметно согласуется почти позитивистским образом с политическим и историческим контекстом. Процессы, составляющие его тему, действуют совершенно логично и последовательно. Его подзаголовок «Следствия и причины» явно отсылает к такому пониманию истории и теорий развития, типичному для середины XIX века.

Сюжет

Анна не является сильным правителем и остаётся под влиянием Сары, герцогини Мальборо . Королева пытается положить конец войне за испанское наследство, но Сара надеется извлечь выгоду из ее продления и, таким образом, сохранить своего мужа, герцога Мальборо, на посту главнокомандующего британской армией.

Величайший враг Сары - лорд Болингброк (беллетризованная версия Генри Сент-Джона, 1-го виконта Болингброка), который хочет мира, падения Мальборо и положения премьер-министра. Для этого он использует Машама, молодого офицера королевской гвардии, влюбленного и в Сару, и в Анну. Таким образом, Болингброк обращает чувства двух женщин в пользу своих придворных интриг.

Мальборо противостоит Болингброку, непостижимо и произвольно руководя британским правительством. Именно Мальборо несет основную ответственность за то, что Болингброк считает ненужной и дорогостоящей войной против Людовика XIV во Франции, и Болингброк обвиняет его в действиях в соответствии с принципом «Самые незначительные вещи часто могут иметь наибольшее влияние. всем миром, что политические катастрофы, революции, падение империи происходят от серьезных, глубоких, важных причин. Государства порабощают или защищают герои, великие люди, но этими великими людьми руководят маленькие страсти, капризы, суеты.» (Действие I, Картина 4)[1].



Афиша спектакля «Стакан воды» в Национальном театре в Мариборе.

Инсценировки

Пьеса была адаптирована для телевидения в Швеции в 1960 году под навазнием «Ett Glas vatten» (с Гуннель Линдблум в роли Анны), в Венгрии в 1977 году как «Sakk-matt» (с Юдит Халас в роли Анны) и дважды в СССР под тем же названием «Стакан воды» (один раз в телеспектакле 1957 года и один раз в телефильме 1979 года с Натальей Белохвостиковой в роли Анны). Его также дважды экранизировали в Германии (один раз как немой фильм 1923 года и один раз как мюзикл в 1960 году).
«Стакан воды» - советский чёрно-белый фильм-спектакль режиссёра Александра Усольцева-Гарф в жанре исторической комедии, снятый на студии «Моснаучфильм» в 1957 году. Экранизация спектакля, поставленного в Малом театре по одноимённой комедии Эжена Скриба.

смотреть фильм на странице вебинара
«Стакан воды» - двухсерийный художественный фильм, вторая (первая была в 1957 году) в СССР экранизация одноимённой пьесы известного французского драматурга Эжена Скриба об интригах английского двора начала XVIII века и их влиянии на политику. Фильм создан в 1979 году.

смотреть фильм на странице вебинара

Вебинар 9 марта 2024 г. в 20:00 (время московское) ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.
Принять участие в вебинаре
Программа вебинаров марта 2024 года


Классическое искусство, Искусство кино, Драматургия, Историческое исследование, Политика и макроэкономика, Художественная литература, Исторические портреты, Вебинар

Previous post Next post
Up