Анна Адамовна ЯЦКЕВИЧ

Aug 01, 2021 20:55


Императорский фарфоровый завод


Сегодня памятная дата. 31 июля 1904 года, родилась художник по росписи фарфора, создатель росписи сервиза «Кобальтовая сетка» Анна Адамовна ЯЦКЕВИЧ (1904-1952).

По прошествии 75-ти лет после создания ею этого культового сервиза, что мы знаем о самом художнике, кроме нескольких повторяющихся строчек в различных справочниках о советском фарфоре? Каким она была человеком? Как создавался сервиз, ставший ныне «визитной карточкой» ЛФЗ - ИФЗ? Сведений сохранилось, увы, не очень много, но попробуем их осмыслить и понять.

В написанной в 1946 г. А. А. Яцкевич автобиографии можно прочесть: «Родилась в Санкт-Петербурге 31 июля 1904 г. в семье служащего;

русская, отец и мать русские. Незамужняя. Беспартийная. Отец работал по хозяйственной части больницы и умер в 1930 г., мать всегда была домохозяйкой. После смерти отца на иждивении находились мать и сестра. Жили всегда в Ленинграде безвыездно; адрес - наб. реки Фонтанки, дом 166, кв. 21 (флигель б. Калинкинской больницы)».


В 1924 г. А. А. Яцкевич закончила 34-ю Советскую единую трудовую школу, в 1925 г. поступила в Государственный художественный промышленный техникум, который окончила в 1930 г. с квалификацией художника по фарфору. В этом же техникуме окончила трехгодичное обучение по искусству книги и плаката. С 1929 г. член профсоюза фарфористов. В годы обучения в техникуме проходила производственные практики на заводах «Красный фарфорист», «Коминтерн» и ГФЗ им. Ломоносова. По окончании техникума 10 июля 1930 г. была направлена на стажирование на завод «Красный фарфорист» в городе Волхове. Трестом «Росфарфор» 15 января 1932 г. была откомандирована для работы художником в организованную на ГФЗ им. Ломоносова художественную лабораторию, где и проработала 20 лет.


Художник ЛФЗ имени Ломоносова Т. Н. Беспалова-Михалева, работавшая на заводе в 1931-1975 гг., писала в своих рукописных воспоминаниях: «С завода «Красный фарфорист» пришла А. А. Яцкевич - мастер тонкого графического искусства на фарфоре. К сожалению её творческая жизнь была не слишком долгой... ...Художников Л. В. Протопопову и А. А. Яцкевич связывала большая дружба, хотя по характеру они были совершенно разные. А. А. Яцкевич была более решительная, независимая, более экспансивная. Летние отпуска Яцкевич обычно проводила на Кавказе в Новом Афоне. Приезжала от загара черная как головешка и долго вздыхала о южном солнце и прекрасной реке Бзыбь».

В предвоенные годы А. А. Яцкевич много и плодотворно работала - ею созданы вазы, в том числе с портретами Сталина и других политических деятелей, сервизы «Комсод», «Московское метро» и другие, различные чашки с блюдцами, юбилейные стопы, флаконы и другие изделия. В 1936г. А. А. Яцкевич создала логотип «ЛФЗ», ставший с тех пор всемирно известной маркой завода и наносившийся до 2006 г. на донышках всех выпускавшихся на заводе предметов.

А. А. Яцкевич постоянно участвовала в выставках художников города и страны. Была отмечена значком «Отличник социалистического соревнования Наркомпромстройматериалов», денежными премиями дирекции завода и наркомата.

23 августа 1941 года оборудование завода, музейная коллекция и часть сотрудников были эвакуированы из Ленинграда в далекий город Ирбит. Некоторые заводские художники остались в блокадном Ленинграде. Т. Н. Беспалова-Михалева писала: «А. А. Яцкевич оставалась на казарменном положении при пустующем фарфоровом заводе, где директором в эту пору был бывший бухгалтер завода А. М. Богданов. Как-то поздней осенью 1941 г. я и художник Л. К. Блак решили навестить наш завод. По мастерским художественной лаборатории гулял ветер, разметая листы старинных библиотечных книг, брошенных в беспорядке на волю судьбы. Анна Адамовна рассказала нам, что камуфлирует корабли, прижавшиеся к Невской набережной у завода, запасом фарфоровых красок. Было холодно, пустынно, грустно...»

Личная заслуга А. А. Яцкевич - спасение уникальной библиотеки завода. Как-то она обратила внимание что солдаты воинской части, расположенной рядом с заводом, рассматривают между собой различные картинки явно выдранные из каких-то книг. Присмотревшись она с изумлением узнала в этих картинках иллюстрации из книг заводской библиотеки. Стала разбираться и выяснила - коллекцию фарфора и стекла заводского музея вместе с оборудованием и рабочими завода успели вывезти по железной дороге в город Ирбит. А вагон, в котором находились книги из заводской библиотеки, почему-то не успели отправить и он остался стоять, попав в тупик станции. Именно из него солдаты и доставали заводские библиотечные книги и вырывали красивые картинки. А. А. Яцкевич решает спасти книги и на санках постепенно перевозит на завод всю оставшуюся библиотеку.

В своей автобиографии А. А. Яцкевич пишет «мать Анастасия Яковлевна и сестра София погибли в тяжелые дни блокады Ленинграда в 1942 г.».

27 июля 1943 г. А. А. Яцкевич была награждена медалью «За оборону Ленинграда», которая была вручена ей и ряду других работников завода председателем Ленгорисполкома П. С. Попковым.

В 1943 г. под руководством Н. М. Суетина стала возобновлять свою работу художественная лаборатория завода. Летом 1944 г. планировалось отметить 200-летие основания завода и Суетин обратился к уцелевшим художникам с призывом создать произведения к этому знаменательному событию.

26 июня 1944 г. Указами Президиума Верховного Совета СССР Государственный фарфоровый завод им. Ломоносова был награжден орденом Трудового Красного знамени, 64 сотрудника - орденами и медалями СССР. Анна Адамовна Яцкевич была награждена орденом «Красной звезды». Яцкевич была единственным художником завода все дни войны проработавшим в стенах предприятия.

В ноябре 1944 г. А. А. Яцкевич на форме скульптора С. Е. Яковлевой «Тюльпан» расписала изящным сине-золотым орнаментом на белом фоне пять предметов - чайник, сахарницу, сливочник, чашку с блюдцем - сервиза «Кобальтовая сеточка». Округлые дольчатые формы сервиза «Тюльпан» органично оплетает кружевной кобальтовый рисунок, дополненный золотыми «жучками», стилизованными цветочными орнаментами и фестончатыми отводками. Увы, нет достоверных данных, что именно послужило для Яцкевич прообразом созданного ею рисунка. Возможно - роспись «Собственного сервиза», созданного Д. И. Виноградовым в 1750-х гг., возможно мотивы сервиза Венской фарфоровой мануфактуры, хранившиеся в фондах заводского музея. Ряд современных источников указывают, что возможно это ассоциации с переклеенными крест на крест блокадными окнами ленинградских домов, но эта версия горячо оспаривается искусствоведами. Сейчас точно установить это не возможно, но гениальность большого художника в том и заключается, что он может обобщить многое из увиденного и пережитого им ранее, а затем воплотить это в своих произведениях. Немного позднее появились сервизы «Золотая сеточка» с букетами розовых цветов, и «Клеточка».

Под руководством Н. М. Суетина А. А. Яцкевич вместе с художниками А. А. Скворцовым, Л. В. Протопоповой и Л. И. Лебединской работала в 1945-1946 гг. над созданием монументальной (высотой 2,5 метра) вазы «Победа» к первой годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне. Создатели величественного фундаментального фарфорового произведения, воспевающего победу советского народа, удостоились благодарности И. В. Сталина. Ваза долго экспонировалось в ГТГ, а ныне представлена в экспозиции Музея истории Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

А. А. Яцкевич пользовалась в коллективе заслуженным авторитетом. Именно ей 14 августа 1945 г., выйдя из лагеря НКВД писал художник завода А. В. Воробьевский, будущий народный художник РСФСР, ставший при жизни классиком росписи фарфора: «...Особенно мне было приятно и я Вам крайне благодарен за то истинно человеческое участие, которое Вы, Протопопова и многие другие товарищи по лаборатории приняли, когда я был в госпитале. Такого отношения я никогда не забуду, особенно после трех лет пребывания в плену, где я выпил полную чашу страданий - голода, холода и эксплуатации. ...Мне очень приятно, что Вы сделали ряд успехов в искусстве. Старайтесь, старайтесь, успех достигается ценой большого напряжения творческих сил и труда. Меня удивляет мужество. с каким Вы перенесли нечеловеческие страдания, мучительный голод и холод блокады, а особенно Вы, которая всегда были слабенькой и бледной. Но теперь Вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю».

18 марта 1946 г. А. А. Яцкевич была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

10 марта 1947 г. директор завода И. М. Лейбман издает приказ № 75, в котором говорится, что в январе исполнилось 15 лет непрерывной работы на заводе художника Яцкевич: «Отмечая ее плодотворную и полезную работу как художника, которую она не прекращала и в тяжелый период блокады Ленинграда, своим трудом отображала героику нашего народа на фарфоре поздравляю художника Яцкевич А. А., желаю дальнейших успехов в работе и приказываю премировать ценным подарком».

В 1948-1949 гг. Яцкевич вместе с другими художниками и живописцами завода работала над созданием грандиозной вазы «Строители коммунизма» к 70-летию И. В. Сталина.

В послевоенные годы Яцкевич были созданы различные вазы «Ленинград - колыбель Октябрьской революции», «Орнаментальная», «Люкс», «Кобальтовая» и другие, сервизы для массового производства «Декоративный», «Летний», «Московский», «Желтый фон», «Праздничный» и ряд других, различные чашки с блюдцами.

С внедрением в производство созданных ею оригинальных, превосходных «сеточек» возникли сложности. Если сервиз «Золотая сеточка» был сразу освоен и выпускался заводом долгие годы, и не только на форме «Тюльпан», то внедрение «Кобальтовой сеточки» оказалось делом не простым.

Научный сотрудник Государственного Эрмитажа к. и. Н. А. Щетинина писала: «Сервиз появился в конце 1944 г. Он стал своеобразной квинтэссенцией предыдущих поисков и достижений, новых тенденций в развитии искусства фарфора. Широко известен «Собственный» сервиз Елизаветы Петровны середины XVIII века. Возможно именно его рельефная золоченая сетка с пурпурными незабудками на пересечении линий, послужила прообразом для создания кобальтовой росписи. ...

Первую пробу автор сделала кобальтовым карандашом. Но карандаш не оправдал надежд, кобальт ложился неровно, не получалось равномерно наполненных цветом линий. Было решено наносить рисунок кистью. Расписанный кобальтом сервиз дополнен элементами, выполненными порошковым золотом с цировкой, что усиливает глубину синей краски и белизну фарфора, выявляя декоративные качества материала. С 1950 г. сервиз тиражируется на заводе. Внедрение в производство и массовый выпуск потребовали технологической доработки. На формы сервиза нанесены желобки, которые помогают вести линии точно, что ускоряет процесс росписи. Золотые« жучки», фестончатые отводки, стилизованные цветочные орнаменты на носиках и ручках стали наносить глянцевым золотом. Адаптированный к тиражу декор сервиза стал контрастнее и наряднее авторского образца».

Потребовались пять лет труда технологов и мастеров завода чтобы решить и преодолеть все технологические проблемы и тонкости подглазурной росписи кобальтом.

В 1950 г. помощница А. А.Яцкевич - живописец О. С Долгушина (Рысева) под ее руководством исполнила окончательный вариант росписи сервиза, который был внедрен в производство. В настоящее время именно этот сервиз представлен в витрине отдела Государственного Эрмитажа «Музей фарфорового завода».

Активно участвуя в жизни художественной лаборатории завода Яцкевич весной 1944 г. привела работать на завод свою племянницу Музу Федоровну Феоктистову (Изотову), чьи родные погибли в годы блокады. Она начала трудиться живописцем, с 1947 г. сотрудником заводского музея. Став с годами любимицей коллектива, Муза Федоровна сохраняла память об Анне Адамовне всю свою жизнь.

Позднее она вспоминала: «Мы жили далеко от завода, у торгового порта. Тогда метро не было, приходилось добираться до завода часа полтора, а то и больше. Я помню. как она зимой, замерзшая, приезжала с работы домой, а утром, чуть свет, с радостью ехала к своему любимому делу. В это время завод стал выдающейся лабораторией советского фарфора. Художниками Н. М. Суетиным, Е. А. Штриккер, С. Е. Яковлевой были созданы новые формы чайных сервизов «Крокус», «Лотос», «Тюльпан». Анна Адамовна расписала тогда уникальные сервизы «Пушкин в Царском Селе», «Московское метро» на форме «Крокус», сервиз «Беломорско-Балтийский канал» на форме «Лотос». Исполняла графические работы: марки для заводов, различных организаций, а также марку «ЛФЗ» для нашего завода. В тяжелые годы блокады Анна Адамовна одна из творческой группы оставалась на заводе, была на казарменном положении, помогала Н. А. Коноваловой, которая была и. о. главного инженера, решать трудные, непосильные задачи.

В 1944 г. Анна Адамовна привела меня на завод, который стал оживать. Я была зачислена к ней учеником живописца. Для нее не было второстепенной работы; все, чтобы она ни делала, выполнялось с большим душевным подъемом, с чувством долга, с чувством ответственности художника перед народом. Анной Адамовной была создана роспись большой вазы скульптора Э. М. Криммера с портретом К. Е. Ворошилова и с картиной «Первая Конная», расписан Кубок Большой Невы, расписан сервиз «Декоративный» на форме «Лотос», где она показала высокий класс мастерства цировки золота и смелое сочетание синего тона с красным селеном. По просьбе скульптора В. И. Мухиной расписала скульптуры основателя Москвы Юрия Долгорукого и «Меркуццио» (в роли - артист Корень). Мастерство Анны Адамовны отличается тонкостью, ювелирностью, точностью композиционных построений. Оно воспитано на лучших традициях старейшего фарфорового завода страны».

А. А. Яцкевич так и не создала семьи, проживая после войны на улице Достоевского дом 16 кв. 16. Она активно участвовала в жизни завода, в марте 1947 г. была принята в члены Союза художников СССР.

Как часто бывает в жизни, автор не дожил до заслуженного признания своего замечательного произведения. В октябре 1951 г. А. А. Яцкевич уйдя в очередной отпуск съездила на Кавказ, потом заболела. 13 мая 1952 г. на 48-м году жизни скончалась. Похоронена на Богословском кладбище Ленинграда.

Прошли годы... В 1958 г. в Брюсселе, впервые после войны, состоялась Всемирная выставка EXPO"58. СССР принимал в ней участие, занимая целый павильон и одним из предприятий страны представленных на выставке, был Ленинградский ордена Трудового Красного знамени фарфоровый завод им. Ломоносова, изделия которого вызвали огромный интерес и были удостоены высоких наград выставки. Среди них сервиз «Кобальтовая сеточка» - за гармоничное сочетание формы и росписи, простое и образное решение был удостоен «Золотой медали» (автор А. А. Яцкевич, посмертно). Началось триумфальное шествие по стране и миру фарфора с берегов Невы с росписью «Кобальтовая сеточка», в которой А. А. Яцкевич удалось найти точный ритм, необычайную тонкость линий и цветовое соотношение.

В 1969 г. сервиз «Кобальтовая сеточка» удостоен «Знака качества СССР». Постепенно «Кобальтовая сеточка» становится «фирменным» сервизом ЛФЗ, «визитной карточкой» завода и Ленинграда. Иметь сервиз с берегов Невы стало заветной мечтой многих...

Состав сервиза постоянно пополнялся и разросся до многопредметного ансамбля. В 1990-х гг. художник Г. Д. Шуляк, непревзойденный мастер росписи кобальтом на фарфоре, переложила рисунок «Кобальтовая сетка» на столовые предметы и на предметы из тонкостенного костяного фарфора.

В настоящее время несколько видоизмененный рисунок «Кобальтовая сетка» выпускается более чем на 100 наименованиях изделий завода.

Изделия с рисунком «Кобальтовая сетка» пользуются стабильным покупательским спросом. Их можно встретить во многих домах в России и зарубежья. Ими пользуются домохозяйки и депутаты, ученые и деятели культуры и науки, дипломаты и президенты.

Созданный талантливым русским художником Анной Яцкевич в военном городе-герое Ленинграде сервиз «Кобальтовая сетка» стал не только знаковой вещью первого в России фарфорового завода, но и символом нашего города, олицетворением классического петербургского стиля!

А.И. Кучеров, советник генерального директора АО «Императорский фарфоровый завод»

Исторические портреты, facebook, Технологии, История Отечества

Previous post Next post
Up