Оригинал взят у
poklonnica_v в
Эпический характер. Часть II Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил.
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Кто не знает, не ведает о широте русских просторов и соответствующей им широте русской души, готовой вобрать в себя многое и многое, да, и продемонстрировать в состоянии. Всё это носит, поистине, эпический характер…
Существование на таких просторах и с таким характером создало свои способы жизни.
… Л.Н. Гумилев : «В Евразии политическая культура выработала свое оригинальное видение путей и целей развития. Евразийские народы строили общую государственность, исходя из первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. Таким образом, обеспечивались и права отдельного человека. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно»[3]. Органическое единство общего и единичного нашло выражение в понятии соборности. Это центральное понятие русской философии, слово, не поддающееся переводу на другие языки, даже на немецкий- самый всеобъемлющий по части философской терминологии. Собор- это церковь, куда приходят все вместе, следуют общему ритуалу, но каждый остается самим собой, возносит к Богу свою персональную молитву. … Соборность - слияние индивидуального и социального. Это общее, которое включает в себя богатство особенного и единичного. На таких просторах есть где разгуляться индивидуальности, но и опасностей хватает, которые заставляют ценить «чувство локтя».
Д.А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его учению, - целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию “лад” и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа. Такой лад среди разных народов неизбежно вел к «обогащению генетического фонда нации» и «антропологическому разнообразию». Что в ещё большей степени обусловливало широту характера и множество его проявлений. Вследствие чего, широта души и натуры (в смысле природы) проявляется и в такой форме, что практически любая культура, любой нации понимается и принимается естественно, легко и органично.
Читать далее в Литературном Обозрении "КНИЖНОЙ ЛАВКИ"