Эпический характер. Часть II

Aug 19, 2013 22:32

Оригинал взят у poklonnica_v в Эпический характер. Часть II


Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил.

Ф.М. Достоевский  «Братья Карамазовы»

Кто не знает, не ведает о широте русских просторов и соответствующей им широте русской души, готовой вобрать в себя многое и многое, да, и продемонстрировать в состоянии. Всё это носит, поистине, эпический характер…

Существование на таких просторах и с таким характером создало свои способы жизни.

… Л.Н. Гумилев : «В Евразии политическая культура выработала свое оригинальное видение путей и целей развития. Евразийские народы строили общую государственность, исходя из первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. Таким образом, обеспечивались и права отдельного человека. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно»[3].

Органическое единство общего и единичного нашло выражение в понятии соборности. Это центральное понятие русской философии, слово, не поддающееся переводу на другие языки, даже на немецкий- самый всеобъемлющий по части философской терминологии.

Собор- это церковь, куда приходят все вместе,  следуют общему ритуалу, но каждый остается самим собой, возносит к Богу свою персональную молитву.



Соборность - слияние индивидуального и социального. Это общее, которое включает в себя богатство особенного и единичного.

На таких просторах есть где разгуляться индивидуальности, но и опасностей хватает, которые заставляют ценить «чувство локтя».

Д.А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его учению, - целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию “лад” и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа.

Такой лад среди разных народов неизбежно вел к «обогащению генетического фонда нации» и «антропологическому разнообразию». Что в ещё большей степени обусловливало широту характера и множество его проявлений. Вследствие чего, широта души и натуры (в смысле природы) проявляется и в такой форме, что практически любая культура, любой нации понимается и принимается естественно, легко и органично.

Читать далее в Литературном Обозрении "КНИЖНОЙ ЛАВКИ"

Книжная лавка, Классика и современность

Previous post Next post
Up