В первые послереволюционные годы никаких поисков новых архитектурных форм в условиях полного коллапса экономики и гуманитарной катастрофы в жилищном секторе в период военного коммунизма не велось. Архитектура, стоящая на стыке искусства и инженерного дела, всегда чутко улавливает веяния времени. Время будто остановилось, вместе с «отмирающим старым режимом» отмирала огромная страна.
К началу 30-х годов ХХ века жизнь оживляется, особенно в городах, где выросло население - из сельских районов, испытывающих нужду и «социальные эксперименты».
Последующее развитие архитектурного творчества, прежде всего, в жилищном строительстве имеет различные наименования, так или иначе связанные с именем Иосифа Виссарионовича Сталина (1879-1953), - «сталинское ар деко» (фр. art déco букв. «декоративное искусство»), «сталинское барокко», «сталинский ампир», «сталинский постконструктивизм», вплоть до «псевдосталинизма».
Никто из плеяды деятелей революции не удостоился чести иметь собственный архитектурный стиль. «Сталинки», т. е. жилые дома, построенные в концепциях, выработанных в момент руководства страной Сталиным, до сих стойко удерживают лидерство продаж на рынке недвижимости страны. Нет ни «ленинок», ни «троцкисток», ни «бухаринок», но и сегодня украшение и гордость большинства городов России составляют именно «сталинки».
Искусство, конечно, не жизнь, но ее отражение. Описанные выше процессы находят весьма своеобразное отражение в архитектуре. Архитекторы, пройдя великолепие эклектики и модерна, а после - катастрофическое обрушение жизненного уклада с голодом, вшами, расстрелами и трупами на улицах, словно начинают с чистого листа, как тяжелобольной при постепенном возвращении к жизни заново учится ходить. Им надо вернуться к жизни и передать дух изменившегося времени. В слабом жилищном строительстве начала 20-х гг. возникает стиль неоклассика.
Все советские источники приводят данные за период 1918-1928 гг., на самом деле новое строительство начинается не ранее 1923 г. К примеру, на строительно-монтажных работах в 1922 г. было занято 78 тыс. человек, а в 1928 г. - 749 тыс. человек.
К 1928 г. успехи достаточно скромные, они касаются, в основном, восстановления и развития инженерной инфраструктуры и промышленности: по-строены и введены в действие электростанции общей мощностью более 700 тыс. МВт, восстановлено и построено более 2 тыс. крупных промышленных предприятий, ряд оросительных каналов. Протяженность железных дорог увеличилась на 6,4 тыс. км. Построены жилые дома общей (полезной) площадью 203 млн м2, школы, больницы и другие объекты.
Строительство жилья велось главным образом хозяйственным способом. С введением НЭПа в 1921 г. в стране создаются жилищно-строительные кооперативы в форме жилищно-арендных товариществ, рабочих жилищно-строительных товариществ и общегражданских жилищно-строительных товариществ, причем для рабочих товариществ государство устанавливало финансовые и другие льготы, которые не распространяются на прочие товарищества. Товарищества были ликвидированы в 1937 г., а построенные ими дома переданы в жилой фонд местных Советов депутатов трудящихся.
Архитектурный процесс не прерывается даже в тот момент, когда строительство практически не ведется, поскольку, благодаря своей близости к искусству, архитектура может существовать и в виде творческой мысли, в виде «бумажной архитектуры».
Возникают школы и кружки, где развиваются и неклассические, экспериментальные течения. Архитектура своими средствами пытается трактовать мучительные поиски идеологии, способной объединить все общество, раздавленное антагонистической классовой борьбой.
На поверхность вырываются пока лишь отдельные рационалистические черты у архитекторов А. В. Кузнецова, И. С. Кузнецова и А. Э. Эрихсона, но все они базируются на традиционных деталях классики. Неоклассический способ проектирования, при котором художественным каркасом здания становился тот или иной ордерный мотив, господствует в этот период почти безраздельно.
Москва, ставшая вновь единственной столицей России в начале 1918 г., аккумулировала в своем продолжающемся строительстве те немногие силы, которые имела надорванная Гражданской войной страна.
В этот период продолжается дореволюционное строительство двух крупных зданий - Казанского (Рязанского) вокзала (1913-1926) по проекту А. В. Щусева в стилистике русского (московского) модерна и полностью неоклассической Государственной сберегательной кассы (1914-1920) по проекту И. А. Иванова-Шица в Рахмановском переулке. К этому времени за плечами А. В. Щусева (1873-1949) были многочисленные постройки в неорусском стиле на пространствах Российской империи, а москвич И. А. Иванов-Шиц (1865-1937) в своем дореволюционном развитии проделал путь от модерна к неоклассике и выстроил множество зданий в самой Москве.
Купить книгу в "Книжной Лавке"