"Бесплодные усилия любви" спектакль Королевской Шекспировской компании
Пока тут все ругаются по поводу очередного скандала (это я про новосибирский "Тангейзер"), когда в очередной же раз очередной же режиссер решил (как это по-русски...) эпатировать не слишком "утомленную" высоким искусством провинциальную публику. Эта самая публика (что-то мне подсказывает) готова воспринять Вагнера в более чем "традиционном" представлении (не так часто слушать вживую доводится).
Но, сами понимаете, если уж кому-то что-то надо (кому скандал, кому деньги), то и устраивается такое нудное, утомительное и порядком надоевшее глумление, а, что даже нисколько неинтересно, какая печаль приключилась с "Тангейзером" в Новосибирске, а кто проторговался бананами в Северной Пальмире. Может, там что-то вроде договорного матча - с глумлением/оскорблением, просрочкам по кредитам, откровенным провокациям, но с предварительной договоренностью с противной стороною, готовой испытывать самые негативные чувства в отношении чего угодно, но непременно за деньги. Сейчас ведь, чего только не ждешь от подобных скандалов... Но, ей Богу, уже становиться скучно и тоскливо при одном слове "эпатаж" (или "скандал"). Неужели не понятно, что культура и скандал - это "две вещи несовместные". Мама в детстве не объяснила, что скандалить - некультурно?...
И не надо спекулировать на этом слове "постмодерн", а следует создавать нечто прекрасное и волнующее, предоставлять чарующую и изысканную среду для творчества талантливых актеров. Невыносимы уже отрепья вместо реквизита, помойки на сцене и отвратительное неглиже. Столь же не впечатляют "культурные шоки", давно не скрывающие творческую беспомощность.
Шокировать подобными вещами можно только один раз, потом зритель просто поворачивается к такому спиной, не реагируя на призывы "поддержать культуру". Культуру зрителя нынче отчего-то поддерживать не принято, у нас отчего-то принято отказывать зрителю в культуре, считая культурными только тех, кто паразитирует на общественном достоянии и накопленной человечеством культуре.
Читать статью в "Литературном обозрении"