Про символизм дат, в которые прошли президентские "выборы".

Apr 05, 2024 14:44


Я понимаю, что для многих из вас трагедия в Крокус-Сити эмоционально перекрыла любые другие события. И всё же я хочу вернуться к делам середины марта. Потому что это трагедия более масштабная. События 1 июля 2020 и 15-17 марта 2024 в своих последствиях потенциально влекут не десятки, а тысячи человеческих жертв, если не цифры иного порядка. Было бы 24 февраля 2022 без 1 июля 2020? Это большой вопрос. Тем драматичнее, что, несмотря на общую постановочность процесса, многие наши соотечественники в марте в очередной раз искренне подписались в личной ответственности за эти последствия перед Богом и людьми.

Я хочу напомнить вам, что это за даты и какой груз памяти о людях и событиях они несут в себе.

15 марта. День иконы Божией Матери «Державная» (1917).

«Державная» - одна из самых почитаемых в России поздно явленных чудотворных икон. Списки её ныне есть практически в каждом храме. С возведения часовни в честь неё началось восстановление храма Христа Спасителя. Деревянную церковь в честь "Державной" и сейчас можно видеть рядом с главным православным храмом нашей страны в центре Москвы.

После явлений Богородицы во снах крестьянке из Перервы икона была обретена в подвале Вознесенского храма в Коломенском. Храм, кстати, знаменитый: наследие ЮНЕСКО, один из первых шатровых храмов в России, о котором всегда поминают школьные учебники. Обретение иконы было настоящим знамением. После него буквально на исходе того же дня в России прогремело небывалое событие: император Николай II отрёкся от престола. Матерь Божия, изображённая на иконе с царскими регалиями, мистически приняла власть над Россией вместо земных царей.

С одной стороны, неудивительно, что икона стала особой святыней для монархистов, с другой, если вглядеться в детали этой истории, это не столько логично, сколько парадоксально. Так или иначе, икона стала одной из самых почитаемых святынь для ультраправых от православия, в том числе для современных еретиков-царебожников. Да-да. Внутри современной русской православной церкви существует ересь. В основе неё взгляд на последнего русского императора как на царя-искупителя, плюс много специфических наслоений. Некоторые установки и практики еретиков прямо осуждались последними патриархами, тем не менее, ересь эта широко распространена внутри церкви от рядовых прихожан до священнослужителей и очень влиятельна. Церковь так и не отторгла её окончательно, присутствие её так или иначе ощущается в Дивееве, Боголюбове и иных известных местах. Я лично пару лет назад видел своеобразное поведение адептов в Казанской церкви Коломенского, где их, кажется, привечали, потом прошёлся с ними по окрестностям и наблюдал их фанатичные беснования в честь дня Державной иконы прямо-таки с крыльца Вознесенской церкви. Впечатления незабываемые!

Всё это говорю для справки. Фанатичное почитание Державной иконы в ультраправой среде на самом деле никак не кидает тени на неё как на общеправославную святыню, оно лишь подчёркивает, какие смысловые узлы здесь завязаны.
Икона эта замечательная. Я сам её очень чту. И не считаю, что история её появления свиделельствует о какой-то особой богоугодности отмиравшей в ту пору монархии. Скорее даже наоборот. Икона эта позняя, обычно говорят, не старше конца XVIII века. Никогда не встречал взгляд на неё как на выдающееся произведение искусства. По-моему, напрасно. Обычно на известных богородичных иконах наиболее выразителен лик Богоматери. На нём сосредоточивается мастерство художника и внимание зрителя. Это справедливо даже для таких древних шедевров, как Владимирская. На Державной же Богородица изображена как своего рода монументальный фон, престол, седалище Царя, всё внимание зрителя сосредотачивается не на Её лице, а на фигурке маленького Христа. Лик Его прекрасен и выразителен: утончённые черты, поворот головы и этот удивительный взгляд "мимо всего". К сожалению, Державная относится к тем произведениям искусства, живое впечатление от которых плохо передаётся в репродукциях. Дабы оценить её по-настоящему, нужно вглядеться в оригинал в Казанском храме Коломенского (это рядом с церковью Вознесения, где она была обнаружена). Я сам ощутил, какой необычный отпечаток в душе оставляет этот образ Христа, когда впервые увидел икону вживую. Тем и делюсь с вами.

Державную икону возили в своё время в португальскую Фатиму, где были широко известные в католическом мире официально признанные Ватиканом явления Богородицы (там были даны пророчества, в том числе связанные с Россией и её важной ролью в будущем мира и христианской веры).

https://akvech.livejournal.com/290006.html

Перед этой иконой заповедал ежедневно в 10 часов вечера покаянно молиться Божией Матери явившийся тульским паломникам близ Оптиной пустыни новомученик Ферапонт (окончательного официального мнения о подлинности этого явления нет, но оно весьма примечательно).

https://akvech.livejournal.com/289727.html

Праздник Державной - это память о крушении самодержавия в России. Память о наказании беспробудно погрязшей в черносотенных грехах империи и переходе к красным, кровавым временам большевизма. На такую памятную дату пришёлся первый день "выборов".

16 марта. День иконы Божией Матери "Волоколамская" (1572).

Волоколамская является одним из многочисленных списков одной из главных святынь России, Владимирской. Список практически сразу прославился чудом и получил отдельное почитание. История его связана с государственным террором времён Ивана Грозного. Икона написана по заказу известного злодея той эпохи, опричника Малюты Скуратова, пытавшегося замолить небо перед отправкой на войну (на которой его, тем не менее, вскоре убили). Такой болезненный и скорбный лик Богоматери едва ли ещё найдётся на каком-то списке Владимирской. Я посвящал этой иконе отдельный текст и вряд ли напишу лучше. Поэтому отсылаю вас к нему.

https://akvech.livejournal.com/290063.html

Праздник Волоколамской - это память об эпохе, когда русские люди от правителя до простонародья стали терять человеческий облик, а страна потонула в крови, эпохе, когда закладывались корни будущей Русской Смуты.

17 марта. Память благоверного князя Даниила Московского (1303).

Даниил - первый удельный князь Москвы, основатель московской ветви Рюриковичей, ставшей впоследствии царской. Князь прославился набожностью, праведностью и миролюбием, очень мало воевал для своего времени. Тем не менее, будучи младшим сыном Александра Невского, двухлетним на момент его смерти, и получив в удел маленький кусок земли с единственным городом, он закончил жизнь влиятельным правителем большой территории, значительную часть которой получил не завоеванием, а по завещанию бездетного племянника, любившего и почитавшего своего дядю. Даниил основал первый в Московском княжестве монастырь, куда постригся в монахи в конце жизни. Впоследствии он чудесно являлся людям посмертно, сам указал на собственную могилу, когда изначальное место Данилова монастыря было в запустении. На могиле его происходили исцеления. Всё это привело к его канонизации уже в эпоху Романовых. Сейчас он почитается верующими как мистический владетель Москвы, её покровитель, "месту сему господин". Широко распространены современные рассказы о чудесной помощи по молитве ему как святому. Интересно, что московская династия начиналась с праведника на троне и закончилась таким же праведником, блаженным царём Феодором Иоанновичем, которого его подданные почитали святым ещё при жизни и чьё правление вопреки стереотипам советской школы было одним из самых удачных в русском Средневековье. Началась со святого и закончилась святым, а вот посередине, увы, там было всё что угодно...

Основанный князем Свято-Данилов монастырь - место примечательное. К нему в конечном счёте восходит название Даниловского района Москвы, тут хранятся мощи святого князя и многие иные святыни (кстати, здесь есть почитаемый список Волоколамской иконы). Монастырь первым возвратили православной церкви в позднесоветское время, что стало знаковым событием. С тех пор это один из главных административных центров РПЦ с официальной резиденцией патриарха и синода.

Таким образом, это был день святого, который тесно связан с происхождением верховной светской государственной власти с центром в Москве и одновременно со средоточием власти церковной и чьи жизненные установки на редкость для средневекового правителя были далеки от взглядов нынешних светских и церковных властей. Кроме того, в этом году на день святого Даниила выпало Прощёное воскресенье, последний день разгула перед Великим постом, когда церковь вспоминает об изгнании Адама из рая...



Россия, Религия

Previous post Next post
Up