Вторая часть обзорного рассказа про моё осеннее путешествие по святым и легендарным местам Нижегородчины и Владимирщины. Первую часть (главы 1-16) про Дивеево, Арзамас, Нижний Новгород, озеро Светлояр, Городец, Боголюбово и Владимир читайте
ЗДЕСЬ.
Оглавление:
1) Перечень мест
2) Осенний автостоп и отсутствие вписок
3) Ковид
4) Канавка Богородицы
5) "Арзамасский ужас" Толстого
6) Минин зовёт
7) День рождения близ Китежа
8) Ботвинья со снытью и иные формы жизни близ Светлояра
9) Городец - это не только Малый Китеж и музеи
10) Один в хостеле
11) 250 км за полтора дня и два раза чуть не под колёса
12) Боголюбовский луг
13) Владимирский централ и "Роза Мира"
14) Переводчик с русского на русский
15) Святые князья и фрески Рублёва
16) Владимирские знакомые
17) Муром - угрюмый край фольклорных святых
18) Аквэч кажет силушку богатырскую на родине Ильи Муромца
19) Альтернативная православная религиозность. Пелагея Рязанская
20) Курды-езиды
21) Вести о Дедове. Вариация на тему "китежской легенды"
22) С Покрова начинал, Покровом и закончил. Весть о смерти отца Власия
23) Драйвер-антрополог
24) Мои удивительные встречи с Александром Невским
24) Осенние радуги и лунное гало
25) Причастие
26) Мои удивительные встречи с другими людьми
27) Заключение
Предзакатное солнце над Клязьмой. Вид с моста при выезде из Владимира на Судогду и Муром.
17) После Владимира я решил сделать крюк и заехал в Муром, который мне пришлось проехать мимо в самом начале моего путешествия, чтобы успеть в Дивеево на Покров. Угрюмый край фольклорных святых! Кратко о главных местах, которые я тут посетил.
Во-первых, Карачарово, село, вошедшее в состав города, родина былинного богатыря Ильи Муромца, прототипом которого небезосновательно считается воин и под конец жизни инок Киево-Печерской лавры святой Илия Печерский. Да, представьте себе, если не знали, богатырь Илья Муромец по сути почитается как святой Православной церкви (день его по светскому календарю выпадает, кстати, на 1 января, прямо на Новый год), а главный исторический прототип у него, несмотря на самую необычную биографию, куда более внятный и определённый, чем у Добрыни Никитича и Алёши Поповича.
Во-вторых, Спасский монастырь, где хранится крупная частица мощей Илии Муромца (сами мощи в Киеве, в лавре). Основание Спасо-Преображенского монастыря связывают со святым князем Глебом Муромским, возможно, обитель стоит на месте его резиденции. Помните присказку из народного календаря "Борис и Глеб сеют хлеб"? Помните города, сёла, фамилии, храмы связанные с прилагательным "Борисоглебский"? Братья-князья Борис и Глеб, сыновья Владимира Святого, страстотерпцы, стали первыми прославленными русскими святыми. Глеб был именно муромским князем, и речь о нём. Соответственно это один из древнейших монастырей на территории России, претендующий на звание самого древнего (лавра древнее, но теперь она на Украине). Монастырь свежеотреставрированный и ухоженный, тут живёт местное церковное начальство, есть гостиница, музей, часовня-костница, звонница с пластинчатыми колоколами, куда пускают паломников и дают позвонить. Есть тут почитаемые иконы, например Скоропослушница. Но мне особенно памятны скульптурная рака с мощами Илии и удивительный образ Николы с цветочками. )
Фотография иконы Николая Чудотворца с цветочками на нимбе из Спасского монастыря в Муроме.
В-третьих, Крестовоздвиженская церковь, находящаяся на месте бывшего одноимённого монастыря, где по преданию святой князь Пётр обрёл Агриков меч, которым сразил летучего змея, соблазнителя своей невестки, и где его супруга, святая Феврония, провела последние дни перед кончиной в монашестве (тут же её пытались изначально похоронить вопреки Божией воле). Церковь стоит над местом, где прежде было озеро Кстово (ныне поглощено руслом Оки), в котором в древности крестили муромских язычников.
В-четвёртых, Троицкий монастырь, где покоятся ныне мощи Петра и Февронии Муромских, доступные для паломников, и хранится обычно недоступный для них Виленский крест. Т. к. святая княжеская чета - полуфольклорные святые, про которых все читают в школе, к тому же официальные покровители любви и брака, место это очень туристическое и, по мне, несколько "суетливое". Спасо-Преображенский и Благовещенский монастыри по атмосфере мне понравились больше.
Главы Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря, где хранятся мощи святых Петра и Февронии Муромских.
В-пятых, Благовещенский монастырь, очень намоленное место, с храмом, который почти не закрывался даже в советское время. Большое количество старинных икон и убранства, недавно открытый хороший музей в крипте собора, мощи святых, не таких "фольклорных" и широко известных в народе как Пётр и Феврония, Илия Муромец или князь Глеб, но оттого не менее замечательных, крестителей Муромской земли, долгое время бывшей языческой окраиной Руси.
Площадь Крестьянина (Троицкая площадь) в Муроме. Видны башня Троицкого монастыря (слева), Благовещенский монастырь (по центру) и пямятник Петру и Февронии (справа).
В-шестых, поглядел на скульптуры Петра, Февронии и Ильи Муромца, поставленные в городе то тут, то там. Самая большая статуя Илии находится на берегу Оки, на краю парка, где до советских времён был главный собор города, где и хранились прежде мощи Февронии и Петра. По слухам автор сделал Илью из скульптуры Александра Невского, которую не принял прежний заказчик. )
Статуя Илии Муромца, сочетающая элементы образов воина и инока, на берегу Оки в Муроме.
18) В Карачарове, испив водицы из святого источника Илии Муромца, испытал силушку богатырскую, поворочав здоровенный камень. Одна муромская бабушка попросила, мол, коровушки ей канавку обрушивают, надоть камень поставить сверху. Ну я и это самое... Развернись, плечо! Размахнись, рука! В общем кое-как мы с бабкой на пару справились! ) Потом пошёл мыть руки к ней в дом и увидел аутентичные карачаровские избяные внутренности и аутентичных карачаровских избяных котов, а заодно услышал, что Гущины - никакие не потомки Ильи Муромца, а дом их - вовсе не тот дом! Это потому, что я ходил смотреть на дом, который якобы стоит на том самом месте, где была изба Ильи (сейчас там бессмысленный и беспощадный сайдинг и табличка об этой спорной гипотезе). В целом Карачарово производит тяжёлое впечатление "мерзости запустения". Позор нашему народу, что не можем привести в порядок родное село величайшего эпического героя Руси.
Источник святого Илии Муромца в Карачарове.
19) Столкнулся я в Муроме и с альтернативной православной религиозностью. Видел на службе в Спасском монастыре пожилого монашка, который немного необычно отвешивал поклоны, как мне показалось. Потом я встретил его на звоннице. Вообще он показывает там посетителям, как звонить в колокола-била, но в момент моего прихода что-то внушал одному парню про бесов. Когда в надвратной церкви набралось побольше народу, монах этот вдруг начал вещать. Несколько невнятная речь и взгляд старика создавали впечатление, что он малость не в себе, но сначала ничего слишком странного он не говорил, так, про поддержание мира в семье всякие банальности. Но потом, когда народу столпилось ещё больше, он вдруг воодушевился и объявил, что сейчас нам расскажет что-то совсем эксклюзивное, чего мы больше нигде не услышим и не найдём. Сославшись на некую "святую" Пелагею Рязанскую и сравнив её походя с Матроной Московской, дабы завлечь широкую публику (девица Пелагия тоже была слепорождённой), он начал утверждать, что почти вся Россия кланяется и крестится неправильно, таким образом, по незнанию поклоняясь дьяволу и аду и лишая себя спасения, но только тут, у него, на плохо пропечатанной бумажке, единственной на всю Россию, расписано "как надо". Потом он ещё долго раскрывал свою мысль под недоуменно лупающими взглядами паломников и туристов и призывал прочесть, а лучше сфотографировать свою бумажку, сообщая, что, если ты, крестясь, например, не довёл руку до плеча, а случайно и машинально попал в ямку, то это такой большой грех, что его надо долго-долго замаливать. И всё в таком духе. Потом уже я почитал про Пелагию Рязанскую. Действительно жила такая слепая женщина, которой народная молва приписывает большое количество сомнительных поступков, высказываний и пророчеств (эдакий мирской вариант "ферапонтовщины" по Фёдору Михалычу). Церковь не признаёт её святой и вряд ли когда-нибудь признает, т. к. народные россказни о ней очень странные, а, каковой Пелагея была на самом деле и что говорила в действительности, из надёжных источников неизвестно. Тем не менее у неё есть ряд стихийных почитателей, распространяющих о ней рассказы, брошюры сомнительного содержания и т. п. Вот и на задворках Спасского монастыря в Муроме, под самым носом у местного церковного начальства, нашёлся почитатель и проповедник таких вещей. Правда, из всей толпы людей, чуть ли не я один из интереса решил-таки сфотать заветную бумажечку. ) Так шта!..
20) В Муроме мне довелось чуть-чуть пообщаться с езидами - они были хозяевами хостела, где я остановился. Езиды - это очень редкая и закрытая этноконфессиональная группа курдов. Насколько езидизм редкое и странное религиозное явление, можете узнать из Википедии. Для интриги скажу только, что иные народы нередко воспринимали их как "дьяволопоклонников". К сожалению, расспросить их о религиозной и социальной жизни в России не было удачной возможности. Узнал только, что езидов в Муроме немного, переселились они в Россию изначально из Армении, а их община в целом сосредоточена в Ярославле. Традиции и вера в "Ангела-Павлина" передаются. В Сети узнал, что ярославская организация "Езидство" является первой в мире официально зарегистрированной езидской религиозной общиной.
21) На улице Мурома близ двух монастырей встретил баяниста, рассказавшего мне про Дедово, село в Нижегородской области, но совсем близко к Мурому. Там никогда, даже в советское время, не закрывали храм, где хранится старинный огромный образ Спаса Нерукотворного, издавна почитаемый паломниками, а само село стоит вблизи Большого Святого озера, про которое существует местный вариант "китежской легенды", будто в старину не то церковь, не то монастырь, не то целое село ушло в глубины озера, а теперь некоторым людям дано услышать колокольный звон из-под воды. Уже потом я понял, что читал про Дедово несколько лет назад в дореволюционной книжке Добрынкиной "Муромская область в её поверьях, преданиях и легендах". Если читали где-нибудь фольклорный рассказ, как рыбак в лодке на озере, дёрнув за удочку, приподнял над волнами церковный купол с крестом, то это про Дедово! В этот раз я решил туда не ехать, а скататься как-нибудь по летнему времени и обойти заодно и близлежащие легендарные места, описанные у Добрынкиной.
22) Путешествие моё началось с Покрова (праздника) и закончилось Покровом (городом). Не сказать, что совсем без приключений и загвоздок я прибыл в Покров по ночному времени (встречи с людьми в дороге носили иной раз какое-то особое символическое значение). Сначала я пошёл в одно место, где молился долгой молитвой на рубеже ночи и утра, потом вернулся к Покровскому храму и зашёл на службу. Был как раз праздник иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", в который, как можно предположить по документам, меня и крестили в раннем детстве в 1988 году. В нынешнем году этот день совпал с Дмитриевой родительской субботой. Изначально я надеялся быть в этот праздник в Москве и ездить по кладбищам, но Господь распорядился иначе (и через многие удивительные случаи и совпадения в тот день и накануне намекнул, что, видимо, так и было задумано). В любом случае я оказался в храме и помянул родных и знакомых запиской. Церковь была большой и старинной, я задержался здесь после службы, чтобы осмотреть всё и помолиться. После этой поездки я должен был отправиться в Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, где я уже бывал и излечился однажды от одного недуга. В тот раз, после ожидания в 11-часовой очереди, я имел беседу с отцом Власием, которого народная молва считает прозорливцем. Хотя по-человечески Власий произвёл скорее хорошее впечатление, встреча эта была неоднозначной. После неё я решил, что в целом не очень правильно обращаться к каким-либо старцам, прозорливцам, провидцам, даже если это всё в церковном русле. Этим летом в Оптиной пустыни один человек предположил, что мне стоит снова увидеться с отцом Власием и даже напроситься к нему в "духовные чада", в нужности чего я сам очень сомневался. Я ждал поездку туда с тяжёлым чувством, что мне необходимо сделать выбор и просил Господа вразумить меня хотя бы там, на месте. И вот в той самой церкви в Покрове, в день странных совпадений, в предположительный день моего крещения, совпавший с поминальным днём, в последний день и в последнем пункте моего необычного трёхнедельного путешествия, ровно в тот момент, когда я мог это услышать, одна прицерковная бабушка говорит другой прицерковной бабушке, что в список для поминовения надо вписать ещё новопреставленного схиархимандрита Власия. Вот так я узнал, что Власий Боровский умер и увидеться мне с ним ещё раз не суждено. Он умер ещё на Казанскую (день Народного Единства), когда я как раз планировал выехать из Мурома в Покров (я задержался), новость же эта пришла в Покров только на третий, поминальный, день, совпавший с общецерковным поминальным. Вероятность оказаться мне в зоне слышимости, когда была обронена эта фраза, была так мала, что я очень удивился. Власий, кстати, умер от коронавируса почти сразу после того, как произнёс проповедь за прививки и привился сам (заразился до сроков формирования иммунитета), чем породил в среде верующих особые брожения умов. "Чудны дела твои, Господи!" - подумал я и, помолившись и осмотрев храм, потихоньку двинулся к выезду из города.
Свято-Покровский храм в городе Покрове.
Покровский пейзаж.
23) От Покрова на одной машине я доехал до остановки в Балашихе, откуда ходил автобус прямо до Выхина. Подвёз меня один антрополог, закончивший РГГУ и имевший отношение к Музею кочевой культуры, а в прошлом ещё и катавшийся автостопом. Потом уже в соцсетях я узнал, что у нас, оказывается, есть ещё и ряд общих знакомых. Но тогда просто интересно было пообщаться. Кстати, обсуждая со мной китежскую легенду, он рассказал мне, что существует документальный фильм режиссёра Вернера Херцога «Колокола из глубины: Вера и суеверие в России» (1993), о котором я не знал. КИНО - ОГОНЬ! Всем рекомендую!
Закатное небо над трассой от Покрова в Москву.
24) Удивительно, но за этот путешественнический сезон я побывал во многих местах, связанных со святым благоверным князем Александром Невским. Я совершенно этого не планировал, это получилось как бы само собой. Летом я посетил Александрову гору близ Плещеева озера, где пережил особое молитвенное состояние. Как я узнал потом, в этом месте Александр провёл своё детство, по преданию он и велел насыпать этот холм, на котором основал монастырь, служивший ему и загородной резиденцией. Единственным музеем в Переславле, который я решил-таки посетить в тот заезд, был Преображенский собор, где как я выяснил на месте, Александра крестили и где, как я узнал потом, он прошёл княжеский постриг. Перед отъездом из тех мест я ещё бывал на Александровой горе и то, что я там пережил, я даже не решусь здесь описывать. Осенью я всё же заехал в Городец, хотя этот пункт был под сомнением. На месте я узнал про Феодоровский монастырь. А побывав впервые в монастыре, я внезапно узнал, что это место монашеского пострига и смерти Александра. Тут я тоже пережил особые молитвенные состояния, приобрёл некоторые вещи, которые давно искал, причастился с особо благодатным чувством. Гуляя по Городцу я узнал, что в этом году отмечается 800-летие со дня рождения князя. Тут же я, наконец, решил почитать его биографию, что потом пригодилось во Владимире. Перед поездкой туда в Боголюбове я решил выбрать ещё одно достопримечательное место для посещения сверх тех, которые планировал изначально. Вспомнил про монастырь, который я видел мельком снаружи в один из прежних заездов. Выбрал, как пальцем в небо. Оказалось в итоге, что это Богородице-Рождественский монастырь, где Александра изначально погребли (умер в Городце, а похоронили, как оказалось, в другом месте). Там изначально хранились его мощи, там же открыли музей Александра Невского. Таким образом, незапланированно я и тут побывал. Про забавное приключение в монастырском музее я рассказал выше, кроме того, я посетил храм, восстановленный над местом его погребения и поглядел на это место сквозь стекло в полу, причастился здесь и особо помолился здесь. Побывал я и у частицы мощей в Успенском соборе, которую оставили во Владимире перед увозом мощей князя в Санкт-Петербург. Всё произошло так и в таком порядке, хотя всё это совершенно не входило в мои изначальные паломнические планы. Случилось само собой. Единственное, я подумывал до конца года побывать в Санкт-Петербурге и посетить Александро-Невскую лавру, где я ни разу не был, и где хранятся теперь мощи князя. Видимо, это надо сделать, это будет логичным завершением. Что думать обо всех этих совпадениях, связанных с этим святым мужем, я пока не знаю. Но, что есть, то есть.
Икона Александра Невского со Святым Духом в музее Богородице-Рождественского монастыря во Владимире.
Памятник Александру Невскому в образе инока на территории Феодоровского монастыря в Городце.
24) Трижды за путешествие я видел поздние осенние радуги: две октябрьские и одну ноябрьскую. Все три раза они появлялись в особые минуты, как бы подчёркивая важность момента лично для меня. Первый раз над пустынными берегами озера Светлояр всего на несколько секунд, не знаю, видел ли её кто-нибудь вообще кроме меня. Второй раз вполнеба над Феодоровским монастырём в Городце, когда я впервые пришёл туда. Третий раз - в последний день путешествия. Я уже поймал свою последнюю машину до Балашихи и мы отъехали от Покрова, когда мой драйвер, видимо, увидев в зеркале заднего вида радугу, остановился и вышел её фотографировать. Короткая и широкая ноябрьская радуга упиралась в горизонт позади машины, там, где осталось всё моё необыкновенное трёхнедельное путешествие и последний его значимый остановочный пункт - Покров.
Над Боголюбовским лугом мне довелось видеть замечательное лунное гало. И тоже это было в особый момент в особый день, но писать об этом подробно я, пожалуй, не буду.
25) За эти три недели я семь раз причащался. Впервые так часто. В Дивееве, во Владимирском, в Городце, в Боголюбове, на Боголюбовском лугу, во Владимире и в Муроме.
26) За эти три недели у меня было удивительно много встреч и разговоров с самыми разными людьми из разряда "мы все друг другу подосланы", когда люди слышат друг от друга то, что им нужно было услышать. Неоднократно я понимал, что и многие из таких людей сами чувствуют как бы неслучайность наших встреч и бесед. Иногда я это видел по глазам и каким-то невербальным вещам. Иногда люди намекали на это или даже говорили прямо. Самый поразительный случай произошёл в последний поздний вечер путешествия, почти ночью. Один драйвер ехал по сути по пути, но хитро, в итоге он вывез меня на совсем другую трассу, на участок, где я вообще не планировал оказаться в тот вечер даже проездом. Он довёз меня как раз ко времени, когда я обычно молюсь по вечерам. Я помолился, вышел на позицию и вскоре меня подобрал человек, встреча с которым меня так поразила. В итоге он проехал дальше, чем ему было нужно, чтобы подольше со мной пообщаться, а также прямо сказал, что считает, что наша встреча была неслучайна. Признаюсь, что я тоже это так чувствовал. Там было символично всё: и то, какие проблемы у него были, и то, что он собирался делать на следующий день, и то, какое имя он носил, и то, кем и в каком месте он работал (случайно упомянул в конце разговора). Символично и вообще и в контексте конкретного моего путешествия. И встреча эта произошла перед финальным городом моего паломничества в месте, где, повторюсь, меня вообще не должно было быть в то время даже проездом по изначальному плану. Когда я вышел из машины, воскликнул: "Чудны дела твои, Господи!" Действительно, тому парню нужно было поговорить в тот вечер с кем-то вроде меня, и это произошло. Мне же это был сигнал, что, несмотря на мои сомнения и усталость, в целом всё идёт правильно и поездка моя не напрасна.
27) Тем, кто смог дочитать этот длинный обзор до конца, скажу, что мне только хотелось, чтобы вы взглянули на российскую действительность и даже повседневность совсем с другой точки, не как на постсоветскую пустыню, по которой ходит лихой человек из спального района в супермаркет, а как на землю, по которой каждую ночь ходит сама Матерь Божия, как на землю праведных и бесноватых, кающихся и прельщённых, землю потусторонних пространств, зовущих сквозь святые озёра и века, и святых людей, по-прежнему незримо прикладывающих руку к событиям, землю чудотворных икон и мощей, землю богатырей и духовидцев, демоноборцев и великих художников, землю народных героев и духовных подвигов, землю чудес и землю исступлений. И всё это живое, здесь, рядом и никогда не кончалось. И то ли ещё будет!
Озеро Светлояр.
Феодоровский монастырь.
Боголюбовский луг.