Nov 12, 2009 03:42
Наконец- то сегодня сходила посмотреть новый фильм Лунгина "Царь".
В ролях: Петр Мамонов (Иван Грозный), Олег Янковский (Митрополит Филипп), Юрий Кузнецов (Малюта Скуратов), Иван Охлобыстин (Вассион), Александр Домогаров (Федор Басманов), Вилле Хаапасало, Алексей Макаров, Анастасия Донцова, Рамиля Искандер
Действие разворачивается в самом начале опричного безумия, болезни, которая так тяжело отразилась на Российском государстве. И в центре всех событий-он, виновник, носитель, царь, помазанник божий. Ивану грозному, надо сказать, в то время было около 36 лет. На экране перед нами выступает почти старик, с ввалившимися глазами, заострившимися чертами лица, редкими волосами. Но Мамонов сыграл замечательно- ни тени сомнения не возникает, даже думать не хочется о каких- то исторических фактах- все внимание притягивает центральная фигура царя- безумца, погубителя своего царства. И от того что исторический финал известен, трагические события, разыгрывающиеся на экране захватывают еще больше.
С одной стороны перед нами встает не Русь христианская, а картина , достойная Рима, периода упадка империи, периода Клавдия, Калигулы- бесовские развлечения, хитроумные средства пыток и умерщвлений людей, которые специальный мастер сочиняет для народных гуляний, чтоб повеселился народ. "Божий суд" монарха, когда выпускают на площадку за частокол безоружного, измучанного пытками человека и дикого зверя- вот он и колизей. Растерзание христиан(истинно верующих) дикими зверями. И языческое исступление царя во время его молитв ночных, во время того, как он пытается чуть ли не докричаться до бога насильно, в бешенстве от того, что небеса молчат, не отвечают Ему... "Отец, почто меня оставил?"
Забавно, но если бы рядом оказался Ницше, то он объяснил бы это смертью бога в душе этого человека, который потому решил, что ему можно все. Опять же чем не параллель с Калигулой! Ну, с поправкой на время и духовность цивилизации, конечно.
Противостоит бесноватому царю то, что только и может, по мнению многих философов спасти Русь- та самая духовность, божественное начало, вера. Ее олицетворяет митрополит Филипп, который видя злодеяния царя отказывает ему в благословении, после чего царь отсылает его в монастырь в заточение, где и убивает. Филипп- олицетворение искренней веры, которая не может склониться перед властью насильно.
Еще есть девочка с иконкой, блаженная сирота, боярская дочь, чудом избежавшая смерти от рук опричного войска. Она постоянно попадается на пути царя, он дарит ей икону, приближает к себе. И вроде бы надежда вырваться из плена безумия у царя еще есть. Блаженные на руси- олицетворение самого бога, а тут она сидит с одной стороны от царя, с другой - сидит Филипп- как символ церкви.
Но когда Иван не слушает просьбы своего митрополита прекратить жестокие забавы, не допускать публичного растерзания людей зверями , а он не слушает его, навстречу зверю выбегает девочка с иконой. Секунду зверь смотрит на нее...а в следующий момент соломенные волосы раскинуты по желтым опилкам арены, медведь уже равнодушно отходит от мертвого тела. Языческое , бесовское окончательно победило духовное, христианское.
Потому неудивителен финал, где опричники с лицами. перекошенными от ярости сжигают монахов заживо, и не где- нибудь, а в церкви., потому что она для них больше не святыня, и понятен ужас безумного царя, которого покинул его народ, ибо он возжелал бога только для себя одного.
кино