Разговор, начатый
статьёй Игоря Старкова, и продолженный на форуме под оной на Фотографере, естественно непутёвым образом, с традиционным срачём и плясками долбоящеров, был продолжен в офлайне.
К сожалению, я не смог принять в нём участия (или к счастью?), но соображения свои имею, и хочу всё же их высказать. Нужно ли это кому-то - каждый решает сам, я же просто говорю, что думаю. Разумная дискуссия - приветствуется, неразумная - посылается.
Итак, начнём по порядку, по пунктам (обещаю, что диссертации в трёх томах не будет;)).
1) Творческая деятельность - процесс разумный, одна из высших разновидностей мыслительной деятельности. Никакие «дуновения в темечко» в связи с этим не рассматриваются. Не рассматриваются и «таинственные русские/тунгусские души» и прочие пляски с веерами. Национальная культура складывается вполне земным образом.
2) Создать «национальную школу» на пустом месте, с помощью заседания кружка в таверне, невозможно - можно только поспособствовать её формированию, если для этого есть условия. Если говорить о России, то существование в её масштабах некой Единой Школы - полная утопия, на мой взгляд. Слишком велика страна, слишком велик культурный «разброс» в разных её частях. Достаточно вспомнить «Петербургскую» и «Московскую» поэтические школы в Серебряном Веке, а сейчас «очагов» больше. Встреча может лишь помочь чему-то оформиться - если есть чему оформляться, и если это на самом деле нужно. Последнее - не очевидно.
3) Теперь - о том, что нужно, по моему убеждению. Прежде всего - это учебные заведения, образование. Причём не одно учебное заведение, а несколько, с хорошей программой КЛАССИЧЕСКОЙ ориентации. Чтобы создать что-то своё, при этом серьёзное и глубокое, надо «танцевать» от классики, в том числе от классической живописи, которую обязательно знать. Сейчас нередко вместо этого молодых «художнегоф» натаскивают по «актуальным медиа». То, что получается в итоге, я считаю уёжеством. Если вы не согласны - ваше право. Дополнить учебные заведения (а отчасти и заменить их) могут просветительские программы. Главное - перечеркнуть остопиздевшее враньё на тему «я так вижу». Первыми должны быть сказаны слова «я знаю и умею».
4) Дальше надо говорить об инфраструктуре. В зависимости от стилистики - это СМИ, информационные порталы, галереи и выставочные залы. Надо, чтобы у фотографа было то, что можно по аналогии назвать «социальным лифтом» - то есть путь работ к зрителю, не ограниченный намертво «форматом», как сейчас. Мне смешно фантазировать, что услышал бы, например, Майкл Кенна, будь он начинающим фотографом и принеси свои работы почти в любую русскую галерею - смешно и грустно.
Вот, собственно, и всё. По большому счёту, это всё = «спасибо, Капитан Очевидность», и этого совсем немного. Но никто не говорит, что для возникновения чего-то большого в искусстве надо доказать Теорему Ферма. «Малые Голландцы», по большому счёту - результат возникновения спроза на «красивый натюрморт на стену».