Белая церковь.

Mar 19, 2008 17:32

И в этой красотище злобные чебураторы хранили оружие, организовав там склад боеприпасов и штаб, точно зная, что ниодин АРМЯНИН не посмеет стрелять по церкви и не допустит ее осквернения.



Да как только руки азерских подонков могли повернуться на осквернение дома божия?!!!!



Но сейчас то все в порядке и так как и должно быть, в церкви молятся и проводятся службы.



А нам с вами терпения и счастья!

UPD: from friend
armenio

После утверждения Шуши как резиденции духовного предводителя Карабаха /1837г/ город становится центром, регулирующим и организующим обшественную и культурную жизнь, а духовный предводитель - тем лицом, которое активизирует и стимулирует проявления армянской духовной, интеллектуальной и общественной жизни. В этом смысле заслуживает упоминания деятельность Митрополита Багдасара Гасан-Джалаляна /1775-1854гг/, назначенного предводителем в 1830г.  
 

В истории Шуши Митрополит Багдасар Гасан-Джалалян оставил свой неизгладимый след как преданный патриот, неустанно пекущийся о благоустройстве и укреплении авторитета армянской церкви, поддерживающий развитие национального образования и культуры, достойный наследник славного рода Гасан-Джалалянов. Митрополит пользовался большим уважением в общественных кругах города Шуши, независимо от национальности.

Следует представить и другого церковного деятеля - удостоившегося печальной судьбы Ваана Тер-Григоряна (1845-1920гг), который был назначен в 1916 и стал последним предводителем епархии. В тяжелейшие для Карабаха и Шуши времена Ваан Епископ Тер-Григорян приложил все усилия для спасения и облегчения участи армянского населения города и края и установления мира и согласия между двумя соседними народами. Он принял участие в восьми съездах армянства Карабаха, выступил в качестве посредника перед английской миссией, а также азербайджанскими властями для предотвращения нависшей над армянами угрозы погромов и резни. Однако его усилия оказались напрасными. В ходе мартовской резни 1920 года его убили в здании епархии, а затем отрезали и выставили напоказ голову - на радость турецкому населению Шуши.

Армянство Шуши, в том числе - проживающие в других городах коренные шушинцы, оказались весьма взыскательны в вопросах сохранения и благоустройства городских церквей в отдельных кварталах. Следует отметить, что разделение на кварталы в конце 19-го века исчезло и имело чисто символическое значение. Подтверждение тому - храм Сурб Казанчецоц Аменапркич, который был назван также Кафедральным (1868-1888). Согласно свидетельствам, церковь была построена на народные средства, однако историк М. Бархударян пишет о том, что трехэтажная колокольня храма, находящаяся в его западной части, была построена в 1858 году на средства Абраама Хандамиряна. Об архитектуре храма написано множество восторженных строк. К счастью, хотя и израненная, она устояла, и в настоящее время восстановлена и действует.

Самой старой из каменных церквей Шуши является Девичий монастырь. Он был построен в 1816 году на средства от продажи “рукоделья” девственницы Рипсимэ и с помощью ее родных братьев - Исраэла, Аствацатура и Петроса Баадурянов. Колокольня также была построена усилиями неустанной труженницы Рипсимэ.

Каменная квартальная церковь Агулецоц построена в 1822 году на средства четырех богатых братьев Тарумянов.

Каменная церковь Мегрецоц Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) построена в 1838 году на пожертвования Баба Ахумяна. Ахумяны занимались благотворительностью и в дальнейшем.

Церковь квартала Карабахцоц Сурб Ованнес Мкртич ( Св. Иоанна Крестителя) построена в 1847 году на народные пожертвования. Эта церковь известна также как Канач жам (Зеленая церковь) из-за цвета купола.

Русская церковь находилась в турецком квартале города.

В храмах Шуши хранились рукописные и печатные Евангелия, святые мощи. При четырех церквях действовали приходские школы.
UPD 2: смотреть

"Только за период 1988-91 гг. в Шуши трижды поджигали, обкладывая автомобильными покрышками, шедевр армянской архитектуры ХIХ века, церковь Газанчецоц Христа Спасителя. От великолепного строения фактически остался лишь каменный остов. В апреле - июле 1991 года в Шуши были разрушены 5 из 6 армянских кладбищ, снесена трехнефная базилика церкви Агулецоц, церковь Мегрецоц была частично разобрана и превращена в летний кинотеатр, а церковь Канач-жам подвергнута грубой реконструкции и переоборудована в галерею минеральных вод. Безвозвратно утеряны для науки и культуры сотни превосходных хачкаров с изумительными орнаментами. Против беспощадного уничтожения армянских памятников культуры неоднократно выступали общественные деятели многих стран, этот вопрос обсуждался на симпозиумах и конференциях.

Однако Азербайджан продолжал безнаказанно уничтожать то, что в течение веков армянский народ золотыми буквами вписывал в летопись мировой культуры. 9 января 1990 года в самом центре Баку на глазах у множества людей и при полном бездействии правоохранительных органов была подожжена армянская церковь.

В период военной агрессии Азербайджана на территории НКР из дальнобойной артиллерии обстреливались храмы Амарас (Y в.), Гандзасар (ХIII в.) и Хутаванк (IY-ХIII вв.), церкви деревень Туг и Ханацах... Гандзасар, кроме обстрела, подвергался еще и авиабомбежке, равно как и церковь Газанчецоц в Шуши. Двум этим церквам азербайджанцы уделили особое "внимание". Так, 20 января 1993 года два военных самолета подвергли целенаправленным ракетным ударам церковь Гандзасар, в результате чего храму были нанесены серьезные повреждения. Те же самолеты сбросили бомбы на расположенную недалеко от церкви деревню Ванк. В результате бомбежки погибли Хачатрян Николай, 1957 года рождения, Мкртчян Светлана, 1958 г. р., Баграмян Вилен, 1938 г. р., а также народные депутаты НКР - Бабаян Борис и Акопян Борис.

Храм Гандзасар (1216 - 1238 гг.) своими архитектурными особенностями воспроизводит характерную для Армении еще с десятого века форму церкви: купольный зал с двухэтажными приделами в углах. Примечаткльным в архитектуре собора является купол, увенчанный зонтичной кровлей. Шестнадцатигранный барабан купола покрыт разнообразной по орнаментальным мотивам и виртуозной по исполнению резьбой. "Она служит как бы ювелирной оправой архитектурной формы , обогащает ее, при этом нисколько не заслоняя и не нарушая архитектурных линий, в чем заключается одна из замечательных особенностей армянского зодчества того времени, полностью проявившаяся и здесь" (А. Л. Якобсон "Гандзасар". Ереван, 1987).

После оккупации села Аракел в Гадрутском районе НКР азербайджанская военщина снесла все дома до основания. От деревни осталась лишь церковь ХYII века, которая сохранилась лишь благодаря своей необычной крепости. На стенах церкви видно свыше десяти вмятин от танковых снарядов. Невосполнимый ущерб нанесен церквам и в других временно оккупированных селах НКР: Хцаберте и Банадзоре - Гадрутский район; во всех селах Шаумянского района, за исключением райцентра,где церкви не было; Храморте - Аскеранский район; Гюлатаге, Кусапате, Неркин Оратаге - Мардакертский район...

Варварское отношение к произведениям искусства, запрет на проведение реставрационных работ, всяческие препоны, мешающие посещению и изучению памятников советскими, особенно из Армении, и иностранными специалистами находили свое объяснение в рамках проводимой Азербайджаном антиармянской политики, ставшей достоянием гласности в результате борьбы армян Нагорного Карабаха за свои права и провозглашения Нагорно-Карабахской Республики."

...

я, интересно, не ЖЖ, путешествия, Карабах, воспоминания, очевидец, армяне, фото, сам, Армения

Previous post Next post
Up