virgineum vultum habens

Nov 28, 2014 15:55

Оригинал взят у quod_sciam в virgineum vultum habens


BL Royal 14 B IX

На этой миниатюре второй половины XIII века из английской рукописи "Исторического компендиума" Петра из Пуатье можно видеть нечто весьма примечательное.
С лёгкой руки Петра Коместора, написавшего между 1169 и 1173 гг. в Historia scholastica, что змей явился Еве с "лицом девицы", - ибо подобное тянется к подобному, и так праматерь, де, легче было уболтать, - змея-искусителя с конца XII века начинают изображать с женским лицом. Прежняя традиция такого не знала, на миниатюрах X-XII вв. змей - вполне себе змей, иногда дракон, а иногда, как здесь, у учёных англичан в самом конце X века, настоящий падший ангел, как и положено:



Bodl MS Junius 11 p. 028 172E 15

Но с конца XII века - как с цепи сорвались.



Bibliothèque de Marseille ms 0089 f. 052



Bibliothèque Sainte Geneviève ms 0522



NYPL Spencer Collection Ms 52 f. 9v



The Hague MMW 10 A15 fol. 25v



Dijon BM ms 2244 f. 013v



Frankfurt-am-Main Stadt- und Universitätsbibliothek Msgerm oct3 f. 2v

Это со страшной силой противоречит тексту, в котором змей по-прежнему очень даже "он", но визуальное есть визуальное, оно наглядно. Женственность искусителя подчёркивается всем возможными способами.

Причёской...



BnF NAF 15939 21r



BL Royal 2 B VII f. 3v



BnF Français 159 8r



BnF Français 22913 45v



BL Harley 2838 f. 4v

...причёской и головным убором...



BL Royal 1 E IV f. 12v



St. Johns College MS k26 f. 23



BL Royal 15 D II f. 2



Einsiedeln Stiftsbibliothek Codex 285.1106 f. 87



BL Royal 6 E VI f. 46v

...полным облачением...



Bibliothèque Mazarine ms 3878 f. 007

...и, наконец, приданием змею женской не только головы, но и всей верхней половины тела, чтобы наделить его (!) безошибочными вторичными половыми признаками - можно вспомнить знаменитое изображение на соборе Парижской Богоматери.



Chalons-en-Champagne BM ms 0332 f. 013v



Bibliothèque Mazarine ms 0412 f. 150



Bibliothèque Sainte Geneviève ms 0246 f. 241v



Bodl MS Douce 112 fol. 036r

Как подмечает Нона Флорес, змей становится неким alter ego Евы, они смотрятся друг в друга, у них почти тождественная природа.



The Hague MMW 10 A 15 fol. 21r

Именно с этого времени из сюжета искушения порой исчезает Адам, он в этом общении неинтересен...



BSB Hss Cgm 8010a



BNF Latin 512 3r



Sarnen Benediktinerkollegium Cod. membr. 5.8 f. 4r



Lyon BM ms 0245 f. 120v



The Hague MMW 10 B 34 fol. 2r



Einsiedeln Stiftsbibliothek Codex 206.49 f. 5



BL Harley 4996 f. 4v



BE V1501 1600333-h-perg Vitr24.3 f. 22

- любимые выдумщики испанцы, у них змей и не змей вовсе, а не-пойми-кто, но женщина! -



Bodl MS Douce 204 fol. 001v

...Адам - фигура сугубо служебная и страдательная: и не рвал, и не хотел есть, даже подавился. Жест, снимающий с Адама существенную долю ответственности за грех, очень популярен у миниатюристов.



BnF Français 20090 8r



Bodl MS Lyell 33 fol. 001v



Bibliothèque Sainte Geneviève ms 0523 vue 031



The Hague MMW 10 A 12

Собственно, гибридный персонаж женщина-змея в традиции представлен обильно, и я сейчас не буду вдаваться в истории культов змеиной богини, я даже не буду про Лилит, образ которой так любят проецировать на искусителя с женским торсом нынешние гендерные исследовательницы и эзотерики, не имея на то, скажем прямо, достаточных оснований. Что там, я даже про Мелюзину не буду.

И про очевидную демонизацию женщины и женского дискурса вообще я сейчас не буду тоже. Не потому что её нет, но потому что тема слишком обширна.
Буду я про то, что параллельно с присвоением пола искусителю идёт ещё один интересный процесс: в Европе с XII века начинается настоящий расцвет культа Богоматери и противопоставление её Еве по принципу божественное/греховное, небесное/земное, в конце концов, правильное/неправильное.

Очень хорошо это разделение видно на миниатюре Бертольда Футмайера (XV век), где Ева и Мария обе "причащают" человечество: Ева - смертью, Мария - вечной жизнью.




BSB Clm 15710

Мужская цивилизация в очередной раз объективирует женщину - как в качестве образа греха, так и в качестве образа добродетели.
К настоящей, живой, женщине это по-прежнему не имеет отношения, у неё по-прежнему нет голоса, и не будет ещё очень долго.
Previous post Next post
Up