(no subject)

Mar 09, 2022 17:11

Дублирую с фб.
Не могу убрать под кат, приложение глючит. Извините.

Хочу * отвлечь* вас рассказом о художнице из Финляндии. Если в вашем эмоциональном запасе сохранилось это слово.
Не люблю, когда дают оценочную характеристику живописи, словно подталкивая чувства в нужном направлении. И делать это не буду.
Скажу только для тех, кто не дочитает до конца, так все занято внутри  новостями (и я вас обнимаю, солнцы) рисовала она преимущественно финские пейзажи и женщин, без попытки кому-то что-то показать или доказать. Женщин, кстати,  она хорошо чувствовала  и очень любила.


Элин Дэниельсон родилась  в 1861 году в маленькой финской деревушке тогда ещё на территории Российской империи
Когда ей было десять, её отец покончил с собой из-за долгов. Он оставил жену и двоих детей в очень тяжёлом положении. Не справился. А у матери выбора не было. Обычное дело.
Девочка в десять лет прекрасно осознает, конечно, что произошло.

Следующий факт, который наглядно показывает правовое положение женщин в то время -  опеку над семьей взял на себя  старший брат матери.
Это неизбежность -  быть  под мужским покровительством, а там как повезёт.
Элин повезло. Элин любит рисовать и дядя верит в её способности. Он отправляет её учиться в Хельсинки.
Дядя, в общем, хочет, чтобы она получила профессию учителя рисования и она её получает.

Элин при этом вырастает в девушку активную,  общительную и имеет прогрессивные взгляды. Она носит брюки, курит и желает иного будущего, чем заслуженный учитель рисования.
Она много рисует, заканчивает ещё разные курсы и получает стипендию от Сената для поездки в Париж. Могу предположить, что для того, чтобы эту стипендию выдали девушке художнице в обход мужчине художнику , надо было  демонстрировать действительно впечатляющие талант и трудоспосодность. Ну чтобы стыдно было не дать.
Три года в Париже. Думаю, вы представили без меня. ( на этом месте немного можно и взрыднуть, но недолго)
Она возвращается в Финляндию.
Она много рисует и снова зарабатывает уроками. Она рисует на заказ, но никогда то, что не хочет, ради денег.
В это время у неё начинаются отношения с норвежским скульптором Густавом Вигеландом (младше нашей девочки на 8 лет) Об этих отношениях написано коротко и ёмко : долгие и мучительные.
Конечно, я пошла читать о Густаве. Болезненный мальчик, добрый дедушка, поощрявший резьбу по дереву. А на выходе, пожалуйста, - парк скульптур в Осло. Почитав о его личной жизни, могу сказать свой вывод :
Элин попала в жренова отношений с мужчиной сложным, творческим, уалекающимся. Она была не единственной и не она была его единственной. Такая история.

Надо отдать должное. Элин никого Густаву не родила и сумела из этих отношений выйти без потерь для здоровья и творчества.
Два слова ещё о Густаве. Просто без задней мысли посмотрите его работы из серии Мужчина и женщина.
Не читайте до этого  чужие мнения.
А потом прочитайте.
Сравните. Я на этом месте задумчиво качаю головой.
Всё, Густава оставим с его творчеством, женщинами и бесспорно красивым высоким лбом .
Наша же девочка поехала в Италию
Где начинается новый виток творчества и новые отношения.
Она знакомится с итальянским художником Рафаэлло Гамбоджи . Он младше её на 13 лет, но по предыдущим отношениям мы уже поняли, что плевала Элин на возраст с высокой колокольни.
Это, кстати говоря, была страсть.
Он был католик, она протестантка
Но они поженились, получив на то разрешение, где там его тогда получали.
И все. И понеслось.
Расцвет творчества у обоих.
Яркие чувства и все такое.
Тут очень хочется поставить точку.
Я просто усилием воли расскажу, что было дальше, но на всякий случай внутренних детей уберите от голубых экранов
Рафаэлло изменил ей.
Не знаю, насколько верно, но шепчутся, что с её подругой. (классика примитивного жанра)
Дальше, как водится, попытка вывезти, спасти, спастись. Даже совместный круиз.
Может быть, и получилось бы обратно в счастье.
Но у Рафаэлло начались проблемы с психикой, требующие медицинского ухода, уединения, тишины. Без хороших прогнозов.
И Элин остаётся с ним. Обрубает все связи.
Ухаживает, заботится.
Живут бедно и уединенно.
Она умрёт в возрасте всего навсего 58 лет от пневмонии.
А Рафаэлло переживёт её, представьте, на 20 лет. И о нем я особо даже больше ничего не напишу.
Вот такая художница.
А теперь её работы. Они без подписей.
Все можно, при желании, найти в интернете. Просто посмотрите их через призму того, какой была она.





















Previous post Next post
Up