Кабинет министров Индии подтвердил проведение переписи каст в июне-сентябре 2011 года после того как будет завершен сбор информации по
проходящей сейчас в стране всеобщей переписи населения. В текущей ситуации часть политиков выступила против принятия решения о кастовой переписи, так как по их мнению, это только поспособствует установлению социальной дискриминации в обществе.
В ранних санскритских текстах упоминается, что в период заселения Индии в 1500 - 1200 г.г. до н.э. существовало четыре основных вида сословий: брахманы - священнослужители, кшатрии - воины, вайшьи - торговцы, скотоводы и земледельцы; шудры - разнорабочие и слуги, называемые в древних произведениях "варнами".
Варны послужили основой формирования системы четко-дифференцированных социальных отношений, именно из этой системы произошли современные эндогамные касты (заключающие браки только внутри сообщества). С течением времени касты стали представлять собой разветвленные социальные структуры Южной и Северной
Индии, отличные по роду занятий, происхождению и зоне проживания.
Отмена кастовой системы произошла в 1950 году и с тех пор законодательно закреплена в Конституции страны. Со смерти Ганди и до настоящего времени в Индийском национальном конгрессе нет однозначного отношения к кастам, а выборная система на государственные должности придала новое значение кастовой системе электората.
Изначально кастовая система Индии не подразумевала под собой социальных взаимоотношений между людьми, а имела куда более глубокий религиозный смысл относительно стадии просветления человека. Касты как духовное значение не имели отношения к материальной жизни, а потому не наследовались.
На основе кастового деления (в плане духовного дифференцирования) велась повседневная жизнь, готовилась еда, заключались браки, с целью не допустить духовного неравенства, ведущего к деградации одной из сторон, достигшей более высокой ступени развития. В случае неравного брака между членами двух разных каст лицо, которое выше по статусу, не имеет иного выбора, как проситься в среду спутника жизни. Такая социальная мобильность всегда однолинейна и направлена только сверху вниз.
В основе идеи соблюдения дистанции между кастами лежат концепции осквернения и ритуальной чистоты: многими видами деятельности дозволяется заниматься только в состоянии ритуальной чистоты. Так, человек, принадлежащий к высокой касте, может быть осквернен не только преднамеренным действием, но и непредумышленно, например съев пищу, приготовленную лицом с более низким ритуальным статусом, или разделив трапезу с лицом другой высшей касты, утратившим свою ритуальную чистоту. Осквернение заразно, поэтому семья или каста обязаны не терять постоянной бдительности в отношении любого контакта с потенциальным носителем скверны. Члены касты в высшей степени нетерпимы к отклоняющемуся от нормы поведению со стороны собратьев по касте и отлучают любого, кто не соблюдает принятых норм.
Также считается, что в случае, если человек соблюдает правила предписанные его касте в этой жизни, то в следующей он родится в более высокой касте, однако данное утверждение действует и в обратную сторону: нарушая правила своей касты в этой жизни, в следующей он родится в более низкой.
В связи с проводимой властями
Индии политикой, для уменьшения значения каст для индийского общества, со временем, при проведении один раз в 10 лет переписи населения, из бланков опроса исчезла графа "каста". Теперь она появится снова, но не будет обязательной к заполнению.
Последняя перепись по кастовому признаку проводилась в 1931 году, на тот момент было заявлено о 3,000 каст, однако поскольку каста - явление крайне разветвленное, существует масса подкаст и их число не отражено в данной статистике.
По материалам: krugosvet.ru