О ПОСЛЕДНЕМ ЗВОНКЕ

May 25, 2016 21:33



Во вторник, 24 мая, у моего сына, заканчивающего 11 класс был Последний звонок. Мы с женой, примарафетившись (в разной степени - она больше, я меньше) отправились сквозь дождливую московскую погоду в школу.

Здесь нужно сказать о непростых, мягко говоря, отношениях нашей семьи с этой школой, точнее со школьной администрацией. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь о том, что на протяжении около полугода велась напряжённая битва за права родителей оказывать влияние на политику школьного руководства. Если помните, была нашумевшая кампания по отмене бесплатных продлёнок и вообще бесплатного дополнительного образования в российских школах. Вот в ней моя супруга и принимала активнейшее участие. Писались статьи, велась группа в ВКонтакте, давались интервью телеканалам. Даю ссылки, заинтересовавшиеся могут сами почитать и посмотреть.


Группа Вконтакте, там есть все материалы: https://new.vk.com/school1062

Репортаж телеканала Мир: https://www.youtube.com/watch?v=q0zN_9O04AY

Статьи по результатам битвы, в ЖЖ: http://nushakul.livejournal.com/7997.html и далее.

Как видно, повторюсь, у нашей семьи непростые отношения со школой, а в особенности со школьным руководством.

Так вот, добрались мы до школы. Привычный школьный гам, усиленный предвкушением и подготовкой к празднику. Суета, нарядные молодые люди и девушки, родители, бабушки, дедушки, учителя. Фотоаппараты, видеокамеры, опять фотоаппараты и опять видеокамеры. Смартфоны, планшеты, и опять планшеты. Возбуждение от момента царит на лестнице, возле актового зала и в самом актовом зале. Но в самом зале оно сменяется, и/или изменяется.

Наступает время занять территорию, занять как можно более выгодное место в зале. Себе и тому парню. Себе и подруге, себе и родственникам. Пометить эту территорию и главное защитить от конкурирующих самок и самцов. Как говорилось, в крайне разрушительном, антисоветском фильме Эльдара Рязанова Гараж: «В конце концов мы здесь боремся за место под Солнцем, в виде гаража…». В общем суета дополняется и/или заменяется «зооциумом».

Опять камеры, и опять фотоаппараты с планшетами. Я даже приноровился смотреть на сцену через планшет дамы сидящей передо мной. Там всё ярче, ближе и как-то живее. Ведь она выбирала тот ракурс съёмки, где происходило самое интересное на сцене. Почти как в телевизоре. :)

Сам праздник, точнее его зальная часть, длился около 3 часов. Дорого выглядящий занавес на сцене. Шарики, как привычный способ украшения зала - нарядно и ярко. Нарядные выпускницы, почти невесты. Многие в стильных и гармоничных нарядах. Ведь непросто иногда бывает оторваться от следования моде и подобрать подходящее по стилю, лично тебе, платье. Я был приятно удивлён. Совсем недавно девушки на выпускных соревновались в уровне вульгарности и отсутствие вкуса. В общем радует то, что наши девушки овкусились, что у них появляется вкус. Хотя возможно это влияние родителей, ведь школа «английская» и считается в районе престижной. Возможно это работа нанятых стилистов. Мне тяжело судить. Но хочется надеяться на лучшее.

Выпускники, мальчики, юноши. Костюмы, рубашки, туфли. Уже не такие угловатые. Костюмы носят привычно и уверенно. Хотя лица ещё не взрослые. Ностальгия подхватывает меня и уносит в прошлое. И я таким был совсем недавно. Всего лишь двадцать лет назад. Да…, и мы танцевали на выпускном с моей будущей женой. Да…, как мы изменились, как я изменился… Стали совсем другими, и физически и внутренне, духовно, душевно. Сильно изменились…

Ведущие - выпускники-активисты - дежурно читающие свои тексты по бумажке. Дежурные фразы о учителях, школе, родителях, учёбе, классе. Номера в основном сделаны на западной попсе. Девушки, неуклюже пытающиеся копировать эротичные движения танцовщиц с экрана телевизора. Умиление родителей. Товар почти готов к продаже. Можно ставить на витрину. «Мясцо» приобрело товарный вид. И обёртка родителями обеспечена.

Оживление в зале вызывает подборка песен 80-е - 90-е, на экране нарезка из «Дискотеки 80-х», «Американ бой», «Бухгалтер» и т.д. Девушки и юноши на сцене, пытающиеся скопировать происходящее на экране. Завывания в зале. «Вау, уууу, браво».

Учительница, поющая застольную унылую песню про выпивку. Основные слова: чарка, выпьем. Вызывает желание только с горя напиться. Насколько я знаю, выпускники под руководством родителей это и планируют сделать в кабаке вечером.

Идя домой сравнивал свои сегодняшние впечатления с прошлогодними. Тогда я присутствовал тоже на Последнем звонке в одной из школ, но не в Москве, а на Донбассе. В городе-сателлите Донецка - Макеевке.

Там обстановка зала была во много раз проще. Никаких евроремонтов, кресла ещё советские, истёртый пол, наспех зашпатлёванные стены, в общем крайне скудная обстановка. Наряды выпускников проще и несравненно дешевле московских. Послесоветская законсервированность донбасской школы резко контрастировала с «реформированной» российской школой, но темы номеров и там, и там попсовые. Только в московской школе они во многом западные, а в донецкой - российские.

Война сильно повлияла на школьников, выступления их были заметно взрослее, заметно мудрее. У многих сильный личный эмоциональный опыт столкновения с войной и смертью. Многие видели смерть, были под обстрелами, у многих кто-то из родных связан напрямую с войной - воюет в ополчении, был ранен, а кто-то и убит. Юноши и девушки столкнулись с войной напрямую и это заставило их смотреть на мир по-другому. Сделало их старше. Это главное отличие выпускников из этих двух школ.

Есть и общее. Это витринность девушек. Отношение их к себе как к товару, который нужно максимально выгодно преподносить. Позы, движения, манеры, ужимки, одежда, танцы - всё кич, всё подражание гламуру - глянцевым журналам и телевизору. Всё на продажу. Не скажу, что все такие, но подавляющее большинство точно. У макеевских выпускниц это было просто, открыто и явно, у москвичек более тонко и изящно, но суть одна.

Весь день я провёл в размышлениях, в сравнениях, в анализе. Никак эта тема не выходила из головы. Вспоминал себя, вспоминал Макеевку, вспоминал московскую школу. Думал. Уже поздно ночью, лёжа в постели и мучительно стараясь заснуть, ко мне пришло понимание. Понимание того, что же не так, в чём главная проблема. Проблема, связывающая меня, учившегося на смене эпох, во время слома сознания и переоценке ценностей у людей выживавших на обломках разрушенной империи и современных постсоветских выпускников школ.

И у меня, и у моих детей одна основная проблема. Социум диктовал мне и диктует им вполне определённый образ жизни, определённое отношение к самому себе и миру. Это миропонимание и мироотнонение не имеет истинно человеческих свойств. Это видение мира, как мира грызни, как мира приспособления к существующей реальности. В этом отношении к обществу и миру нет человеческого, есть только звериное. По возможности приспособиться, найти уютный уголок, в крайнем случае отвоевать, отнять его у конкурентов, у других самцов и самок. Выгрызть себе кусочек мира, спрятаться в этом маленьком кусочке, этом маленьком личном мирке. В этом видится цель и в этом то счастье о котором говорят учителя, когда желают счастья своим ученикам. И сами воют от тоски - поют выпускникам застольные тоскливые песни.

Это ли человеческое? Это ли истинно человеческое отношение к миру? Разве наши предки мечтали о маленьком уютном личном мирке, в котором можно спрятаться от злого и страшного мира?

Истинно человеческое отношение к миру одновременно очень просто и очень сложно - постигай мир и меняй мир. Постигая меняй. Меняя постигай. Двухтактное делание. Изучил - изменил - изучил штрих - изменил штрих и так до полной победы. Так до создания праведного мира. Мира тысячелетней мечты человечества о праведном царстве, праведном устройстве жизни.

Нет этого и в помине. Не учли этому и нас в Перестройку, тем более не учат этому наших детей. Нет этого в школе. Нет этого в обществе. Нет этого на повестке дня народа. И в этом трагедия и нашего общества, и нашего народа, и нашей страны, и лично каждого из нас.

Подойду к этой проблематике с крайне прагматической точки зрения - ведь есть страны, народы конкуренты. Они будут ждать пока мы перегрызём друг друга. Ждать пока будет умирать в войне «за личное место под Солнцем», я, мои дети, мои друзья, сограждане, наш народ: учителя с родителями, родители с детьми, дети с учителями - каждый с каждым. Они стравив нас друг с другом и дождавшись пока мы ослабнем - вцепятся нам в горло. И правильно сделают.

Но ведь есть и другие углы зрения на эту проблематику. В чём смысл жизни? Зачем человек рождается, зачем приходит в мир, в чём его миссия? В чём смысл эволюции? В чём отличие человека от животного? В чём История?

Ведь мир - это грызня? И главная цель человека - приспособиться к миру, отвоевать себе спокойный уголок и в нём сдохнуть? Добиться личного успеха для того чтобы иметь возможность сдохнуть в комфорте? Это ли мечта человечества?

Если ответ - ДА, мне не жаль такое человечество…

Кульчицкий Александр                                   25-05-2016 г.

#Донбасс, #мир, #выпускник, #ПоследнийЗвонок, #дети, #Москва, #Донецк, #1900, #школа, #История, #будущее, #Макеевка, #народ, #сын, #2016

Previous post Next post
Up