Пропылённый двор трёхэтажного старого дома, середина мая, по-летнему тепло, год этак 1988, деды сидят за столом и играют в домино, малыши учатся кататься на трёхколёсных велосипедах и играют в песочнице... А у меня есть целых два воздушных шарика - один круглый и синий, а второй продолговатый и розовый. Остались с первомайской демонстрации. А мне недавно исполнилось целых три!
А вот обшарпанный трёхэтажный дом с эркерами, это его двор. В доме три подъезда, посередине на чердаке башенка с круглым окном. Есть отдельная квартира управдома, из неё отдельный выход на другую сторону. На лестницах в подъездах высокие каменные ступени, а у лестниц красивые резные деревянные перила, такие тёплые и домашние. Тут дедушка учил меня спускаться и подниматься по лестнице как взрослого, перемежая ноги - левой, правой, левой, правой. Мы живём на втором этаже, в 19ой квартире.
С другой стороны дома (туда у нас выходит балкон) проезжая дорога, по которой постоянно едут то густо пахнущие дизелем ЗИЛы и ГАЗы, то приятно пахнущие 72-ым бензином горбатые запорожцы, иногда стрекочут двигателями такси-Волги. По сторонам от дороги плотно растут разлапистые зелёные деревья с большими кронами, они не высажены ровненькими столбиками, они растут как им заблагорассудится, угловато, неровно, очень естественно, под ними тротуар вдоль дороги всегда в тени, между дорогой и тротуаром пыльная земля с этими вот деревьями, из неё местами торчат их живые, уютные корни, местами растёт трава, перед самой дорогой глубокая канава для отвода дождевой воды, и одновременно вместо бордюра. А вот с другой стороны от дома небольшой двор, с которого я начал - он замкнут с всех сторон густо заросшими зеленью изгородями, вход во двор через ворота, прилегающие кирпичной изгородью прямо к дому. Сами некогда красивые кованые чугунные ворота никогда не закрываются, но то, что дом огорожен и вход только через примыкающие к дому ворота, делает его не просто “куском земли, продуваемым всеми ветрами”, не проходным двором, а именно двором конкретного дома, куда чужие обычно не заходят. В самом центре двора вентиляционных выход бомбоубежища, рядом песочница, качели, лавочки. Двор в основном земляной, кочки, бугры, холмики, местами трава есть, местами вытоптана, есть пара клумб с цветочками. Никто никуда не торопится, все просто наслаждаются тёплым летним днем во дворе, один сосед там же чинит машину - она стоит с открытым капотом, он весь склонился туда внутрь с гаечными ключами, на большой холщовой тряпке рядом (кажется, мешке из под картошки) рядом лежат детали и другие ключи с отвёртками. Иногда кто-то кому-то что-то говорит с балконов - жены что-то кричат мужьям, родители детям, “Сонька - обед, и не лезь ты в грязь”. В каком-то окне слышно как ребёнок упражняется на кларнете, за домом с шумом проезжает Камаз (его легко отличить на звук от Зила, Газа и Маза, а других грузовиков тут почитай и не бывает). Скоро дедушка с бабушкой придут с работы, и будет весело, они будут о чём-нибудь рассказывать, спорить, делиться новостями, поздно вечером с работы вернётся папа, он обычно приходит когда идут «Спокойной ночи, малыши», а потом, уже когда я ложусь в кроватку засыпать, мы с ним и с мамой сколько-то разговариваем, я задаю накопившиеся за день вопросы. Небо будет необъятно огромным и бархатно-чёрным, в воздухе будет пахнуть приятным древесным дымком, идущим от старинных бревенчатых домов в соседнем районе, бывшем прежде деревней, там топят печи. Воздух будет свеж и прохладен.
Тогда мир был в порядке, все были живы, родители были молодые, я просто не знал что что-то бывает не в порядке, не был сутул и дышал самой полной грудью! Я много раз бывал в жизни счастлив, но безоблачное счастье, вообще не омрачённое никакими сомнениями и привкусами счастье - это только там.
https://youtu.be/z67JxUfcWTU