Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) французского происхождения и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери.
В 1809 году был зачислен в Императорскую Академию художеств, где проучился у А.Иванова до 1821 года. Карл быстро зарекомендовал себя блестящим, разносторонне одаренным учеником, легко справлялся со всеми учебными заданиями, благодаря чему снискал всеобщую любовь.
Художник был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощечина за какой то проступок.
ФАМИЛИЯ
Буква "-в" была пожалована Карлу и его брату Александру перед пенсионерской поездкой в Италию в 1822 году.
< В Высочайшем указе, которым было дано соизволение Государя Императора Александра I на художественную поездку Александра Павловича и Карла Павловича за границу, их фамилия "Брюлло" была изменена в русскую по форме фамилию "Брюллов", и с тех пор Александр и Карл стали называться Брюлловыми, остальные же представители их рода продолжали носить фамилию "Брюлло". >
Центральной картиной в творчестве Брюллова стала картина с историческим сюжетом - «Последний день Помпеи» (1830-1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. В 1828 годупроизошло извержение Везувия. Для более точной и полной передачи трагедии Брюллов посетил Помпеи, сделав много набросков для будущей картины. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».
«Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова - женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) - в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.
В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!». Стихотворением откликнулся и А. С. Пушкин: «Кумиры падают! Народ, гонимый страхом…» (эту строку запретила цензура). В России полотно Брюллова воспринималось не компромиссным, а исключительно новаторским произведением. Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим».
Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.
Некоторые работы Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет Ивана Андреевича Крылова: его правая часть была дописана учеником Ф.Горецким, с гипсового слепка руки баснописца.
1839 году женился на 18 летней Эмилией Тимм, однако уже спустя месяц супруги расстались. Долгие годы Брюллов был связан с графиней Юлией Самойловой, которая была его музой и натурщицей.
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с дочерью Амацилией Пачини ( Маскарад)
Всадница (Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой)
Любимой привычкой Карла, оставшейся еще со студенческих времен была работа над картиной под чтение вслух.
В 1843 году Брюллов в числе лучших живописцев академической школы получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. Ему было предложено расписать плафон большого купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы». Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами. К 1848 году они были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи. Однако тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник просил об освобождении от работ. Его просьба была удовлетворена. К этому времени он уже написал почти все основные фигуры плафона, так что заканчивавшему его работу П. В. Басину оставалось только дописать фон и создать несколько картин для оформления центрального пространства храма по картонам Брюллова.