Решила сделать небольшую паузу в рассказе о ближневосточной экзотике и вспомнить о самой что ни на есть средней полосе России, где мы не так давно побывали. Ездили с познавательной экскурсией,а заодно на хоккей.
Итак, небольшая прогулка по Нижнему Новгороду. Тематическая, конечно.
Сразу скажу, что с погодой нам не слишком повезло: снег сыпал постоянно, так что никаких красивых видов на стрелку Оки и Волги не будет. Метров через сто-двести всё просто тонуло в белой пелене. С другой стороны, было не так грязно на улицах.
Первым делом, все туристы, понятно, едут в центр, где располагается знаменитый нижегородский кремль и не менее знаменитая пешеходная Большая Покровская, а-ля Арбат в Москве, только красивее. Но её я вам, возможно, покажу в следующем посте о Нижнем, а сегодня у нас несколько другая тематика: военно-патриотическая :)
А потому обойдёмся без туристических фоток кремля, тем более, что из-за погоды (см.выше) ни о каких видах говорить не приходилось.
Так вот. Сразу у входа в кремль, как только минуешь многочисленных торговцев сувениромагнитиками, по левую руку обнаруживается такая вот надпись.
И за ней - вдоль кремлёвской стены выставлены образцы военной техники, которую выпускал город Горький во время Великой Отечественной.
Что и говорить, список внушает. Тут тебе и Т-34, и разнообразные пушки, и автомобили, и даже знаменитый Ла-7.
Кстати, возле истребителя такой вот обелиск.
Вот не совсем поняла, что за личный героизм проявлял генерал-лейтенант авиации и с кем он вёл бои 2 июня 1945 года на рубеже реки Висла. о_О Пришлось лезть в интернет, где выяснилось, что 2 июня - дата выхода приказа о награждении Рязанова второй золотой звездой. А сам героизм он проявлял несколько раньше. Надо сказать, составители надписи на обелиске немного лопухнулись :)
Рядом с Ла - ещё такой любопытный экспонат.
Рубка подводной лодки С-13 постройки нижегородского завода "Красное Сормово". Согласно памятной табличке, лодка "под командованием капиана 3 ранга Маринеско А.И. за один боевой поход потопила девятипалубный лайнер "Вильгельм Густлов" водоимещением 25,5 тысяч тонн с 7000 солдат и офицеров фашистской Германии, в числе которых 3000 подводников, составлявших 70 экипажей новых подводных лодок, а также транспорт "Генерал Штойбен" водоизмещением 16 тысяч тонн с 3600 солдатами и офицерами на борту". Не знаю, настоящая рубка или как.
Вообще было забавно гулять вдоль засыпанной снегом техники и раскапывать пояснительные таблички :)
Скоро раскапывать начали прицельно, вытаскивая из-под снега одну строчку. Целились в "неофициальные" названия.
Вот, например, катюша и одноимённый копатель :)
А вот полуторка.
От выставки техники мы пошли через всю территорию кремля к Волге. Вид, конечно, не порадовал.
Погода не располагала к видовым снимкам. Зато на берегу обнаружился мемориал с вечным огнём.
Тридцатьчетвёрка из заглавного снимка - тоже часть этого мемориала. Справа от вечного огня - аллея городов-героев.
Вообще что порадовало: даже в такой совершенно непримечательный день у вечного огня лежат свежтие цветы. Это характерно не только для туристического центра. Дальше я покажу еще один мемориал, расположенный на отшибе, в заводском районе, - там та же картина. Следят за памятниками нижегородцы, за что им большое спасибо.
От мемориала мы пошли вдоль берега Волги направо, рассчитывая выйти к ещё одному обязательному для посещения объекту. Собственно, вот и он.
Памятник уроженцу этих мест - Валерию Чкалову. На постаменте - маршрут принёсшего ему мировую славу перелёта через Северный Полюс в Америку. Прямо от памятника начинается спуск вниз, к Волге, по прозванной чкаловской лестнице.
Вид с вершины Чкаловской лестницы на стены кремля.
Как учит нас интернет, эта лестница насчитывает 560 ступеней, а её высота - почти в три раза больше знаменитой Потёмкинской лестницы в Одессе.
Чкаловская лестница, памятник и кусочек кремля.
Судя по фотографиям, летом тут очень красиво. Зимой же главное - спускаться аккуратно, а то спуск может пройти гораздо быстрее, чем хотелось бы, и окончиться прямо в Волге :) Если не повезёт врезаться в ещё один памятник.
"Катер "Герой" в составе волжской военной флотилии, созданной по указанию В.И.Ленина, принимал участие в разгроме белогвардейцев на Волге (1918-19) ив боях с немецко-фашистскими захватчиками под Сталинградом (1942-43)" - так гласит мемориальная табличка.
Катер с другого ракурса.
На этом мы завершим пока знакомство с центром Горького и оправимся к ещё одному исторически важному объекту. Тому самому заводу ГАЗ, продукции которого и посвящена выставка техники в кремле.
Надо сказать, завод, конечно, огромен. Территория его располагается сразу над тремя станциями метро, что объясняет тот факт, что с первого раза мы промахнулись мимо главной проходной. Зато вышли к ещё одному мемориалу.
Это здесь тот самый вечный огонь с живыми цветами, о котором я уже упоминала.
Рядом на постаменте стоит Т-70. Редко когда его встретишь, обычно если танк, то Т-34 :)
Но автозаводцы вообще любят неординарные памятники. Собственно, ради одного из них мы сюда и приехали. После недолгих поисков мы до него и добрались.
Памятник полуторке, точно напротив главной проходной завода. Во время войны ГАЗ выпускал много самой разнообразной техники - тут и Т-34, и знаменитые "Катюши", - но вот на постамент поместили именно эту "рабочую лошадку" военных дорог.
На номере - год основания завода.
За памятником - главная проходная знаменитого ГАЗа.
Ордена покрупнее.
Оформление ворот покрупнее.
Олени тут вообще везде :) Начиная от узоров на заборах и до символа хоккейной команды. Очень мне они понравились, надо сказать.
Ну а на сегодня экскурсия окончена. Уходя от завода к метро, ещё раз обернёмся на оформление подъездной дороги к воротам.
В следующий раз покажу местный "Арбат", потрясающее кафе "СССР" и станцию метро с оригинальным названием "двигатель революции" :) Специально выходили из вагона, чтобы заснять эту надпись на стене.