(no subject)

Nov 14, 2011 09:07

Иллюстрации детских книг

Самый сложный вопрос, поскольку здесь еще более работают личные предпочтения и вкусы, нежели в выборе литературы. В выборе литературы больше влияния оказывает общественное мнение (Пупкин - хороший детский писатель, говорит соседка, или телевизор, или бабушка, и родители покупают все книги Пупкина). В выборе иллюстраций человек все же больше опирается на свой личный вкус, и сформированные ранее эстетические представления ("красиво-некрасиво").

Значит, все будет с опорой на мой личный вкус :) и некоторые представления о психологии детского восприятия.
Для меня иллюстрации не являются необходимостью. Подождите, дорогие читатели, не падайте в обморок! Это всего лишь наш стереотип, что дети не могут слушать книги без картинок. Когда мне так говорят про двухлетку, я еще переношу, но когда мне так говорят про 10-12-летних подростков, это слишком! Наша культура становится все более и более визуализированной. Вместо старого доброго жж ;), где первично было все же ведение записей, дневника, пришли разные социальные сети и фейсбук, где первично выкладывание фотографий, режим "картинка с краткой подписью". Все больше и больше информации человек получает именно через визуальный канал восприятия (я имею в виду регулируемое получение, целенаправленное. Спонтанно и так 80% информации, поступающей в мозг, у взрослого идет через визуальный канал). Презентации, обучающие диски, гигантские постеры на улицах, мельтешение в телевизоре - все-все рассчитано на визуальную подачу. НО!!! Здесь все забывают, что 80% визуальной информации - это для ВЗРОСЛЫХ. Для детей вплоть до возраста младшей школы ведущим каналом является двигательный, кинестетический. ПОэтому младенцам совершенно не нужны книжки с картинками, это лишь самоуспокоение родителей: "я хорошо выполняю свою родительскую роль, даю ребенку развивающие книжечки (и главное, они дорого стоят) - значит, я хорошая мама". Значит, малышам не нужно стремиться как можно раньше начать читать книжки, лучше общаться с ними неопосредовано. (Конечно, и показывать реальные предметы вместо картинок в книжке). Лучше им петь, рассказывать, интонировать звукоподражательные слова и т.п. - мозг это воспринимает и обрабатывает гораздо лучше, в отличие от плоскостного изображения. В самом деле, кто-нибудь может представить, что младенцы познают мир по картинкам в книжке? Для их развития определяющим является, насколько хорошо они знакомятся с реальными предметами в трехмерном пространстве, а показывали им книжки или нет, это не играет существенной роли для развития мышления. Сужать восприятие раньше времени и ограничивать малыша визуальным каналом точно не стоит. (Я не сказала о том, что теперь надо выкинуть все книжки, но ставить во главу угла чтение младенцу точно не нужно, всему свое время). Примерно до конца раннего детства (3 года) я бы советовала больший упор делать на живом пении, рассказывании (ребенку не нужен миллион стихов! ПУсть вы рассказываете единственное стихотворение живым голосом и поете единственную песню - это гораздо ценнее и эффективнее для работы мозга ребенка, нежели тонна дисков с исполнением песен и библиотека самой художественной литературы). Хорошо привязывать рассказывание к действиям (потешки для младенцев, игры или песенки с движениями для детей постарше). Поэтому вопрос "как выбрать иллюстрации для малышей" для меня не очень легитимен, малышам лучше прежде всего заниматься познанием окружающего мира.

Для иллюстраций в общем могу предложить следующие требования:
1. это должны быть по-настоящему художественные произведения (т.е. иллюстрации, выполненные художниками-мастерами), а не лубочная мазня "для деток", и точно - не компьютерная графика. Первое (мазня) плохо влияет на формирование эстетических эталонов, что происходит как раз до конца дошкольного возраста. Второе (компьютерная графика) портит восприятие. То есть, как в требовании к детской литературе - чтобы иллюстрация была не "плоской", не упрощенной, а рассчитанной на любой возраст, как всякое настоящее художественное произведение.

вот пример современного распространенного дурновкусия:


образы из набора в компьютерной программе, малохудожественные и плохо обработанные.

2. я бы не советовала сильно увлекаться мультяшными изображениями вроде Сутеева, т.к. они малохудожественны и не несут собственного стиля, слишком упрощают образ.
3. изображенные образы должны обладать своим стилем, характерами, "живостью", в общем - в них должен быть вложен кусочек сердца художника, а не только техническое мастерство.

вообще когда вы берете в руки книгу с иллюстрациями, задавайте себе такой вопрос: вы хотите, чтобы изображение из книги стало эталоном для вашего ребенка? Вы хотите, чтобы он так рисовал? Или что вы пошли в музей, и вот эти картины там висят в рамах - вам захочется смотреть такой вернисаж?
Тогда будет легче выбрать :)

советские иллюстраторы:
http://rexbooks.ucoz.ru/

зарубежные:
http://www.rate1.com.ua/kultura/literatura/548/
http://www.harpercollinschildrens.com/Kids/AuthorsAndIllustrators/
http://www.goodreads.com/

и те, и другие:
http://mp-books.ru/AuthandIlust.aspx

вообще если вам "хочется поговорить об этом", в пятницу можем расширить тему детской литературы. Кроме "книжных" постов можем принимать еще вопросы о книжных иллюстраторах. Вы показываете и мы вместе обсуждаем, можно ли это показывать детям :)

детская литература

Previous post Next post
Up