спецшкола - начать с начала

Nov 10, 2010 23:46

вы, наверное, думаете - чего это я молчу? молчу я, разумеется, неспроста :) кроме того, что меня, как вы знаете, затянул офф-лайн и все решили получить от меня по кусочку, я сложно переходила на новый формат занятий в спецшколе.
один из моих главных плюсов - я умею начинать с начала.
время дали самое неудобное - перед ужином .то есть, они не специально выбирали самое неудобное (надеюсь, что не специально :))), просто там жесткое расписание, и просто так не воткнешься. в прошлый раз был мой дебют в новом качестве.
меня поставили параллельно с чем бы вы думали? с футболом. скажите, пожалуйста, какой нормальный человек вместо футбола выберет урок (любой)? в общем, если бы даже кто-то и решил ко мне пойти, я бы собственноручно вытолкала на футбол - это одна из немногих радостей в жизни. к тому же прогулки не положены, хоть какое-то движение (правда, в спортзале, но все же лучше, чем сидеть за партами). так вот, мои все ушли играть в футбол (и молодцы). но если вы думаете, что я посидела в пустом кабинете и ушла, вы ошиблись. мне привели тех, кого не взяли на футбол, и кого не хотели развлекать воспитатели. их было всего трое, и нас трое взрослых (Нина, дежурная воспитательница и я). и если бы мне было 18 лет, я бы после урока заплакала и решила сменить профессию :) но я стою у доски намного больше, чем они сидят за партами, поэтому золотое правило ничему не удивляться как всегда помогает :). один новенький - 11 лет, курит с 4-х, у него мания бродяжничества, отовсюду сбегает, пойман на кражах. когда "начал" - даже неизвестно. видимо, тогда же, когда и курить. вот этот подарочек плюс еще два местных "старожила", одному из которых продлили срок пребывания (уж там это надо умудриться). такой вот "цветник". Поскольку я всегда планирую варианты, и со мной в кармане обязательный запасной аэродром, я решила так: если будет кто-то из моих "натасканных", то я веду дальше, будем брать тему рабства (исход) и свободы. а если будут все "с нуля", то почитаем про Адама и Еву и запретный плод. Ну, все были не то чтобы с нуля, а с минус миллион :). с большим напрягом согласились сесть рядом со мной, вылезти из-за парт. все сопровождается, как вы понимаете, громкими комментариями с демонстрацией богатого словарного запаса. ну ничего, я почитала, через хихиканья и комментарии они даже ответили пару раз. ох, спасибо еще раз прошлому опыту за умение быстро реагировать на все, что угодно :) да, когда наконец заметили, что меня смутить, сбить с мысли, заставить замолчать, переговорить, и т.п. все равно не удастся, стало чуточку легче. но я дочитала до конца, позадавала вопросы (почти все - самой себе :)), но даже отвечали местами и даже что-то слышали про этот сюжет. Ну, это уже очень много :). сели рисовать. ох, теперь я знаю, КАК мы много сделали с "моими"!!! это ж надо, сколько мы успели за каких-то полтора-два месяца :). Я долго билась с тем, что такое абстракция. Еще дольше с тем, что можно нарисовать ощущения, а не просто портрет. Но все равно никто из троих с заданием не справился. Ладно, говорю, давайте рисуйте просто дерево. Двое (самый маленький и второй "старожил") нарисовали деревья, третий упорно рисовал флаг националистов и свастики. весь остаток урока. Извозил весь стол красками, я подумала - бросит так, но все-таки отмыл за собой. Когда ушли, я была вымотана так, будто провела 4 лекции подряд. Но надо заметить, что все-таки реагировали, и при всех высказываниях кое-как отвечали по делу иногда.
отрицательный опыт - самый лучший опыт, я это знаю и пользуюсь.
поэтому всю долгую дорогу домой обдумывала смену жанра. что у меня подумалось:
1 - время уроков строго регламентировано. у детей условный рефлекс. перед ужином уроки не полагаются, полагаются всякие развлечения. поэтому нужно сменить жанр.
2 - я четко ассоциируюсь с уроками. значит, я не могу просто так взять и сменить жанр - вела урок, анализировала текст, рисовала, а тут бац! - стала проводить подвижные игры. поэтому так хорошо совпало изменение времени и смена меня на кого-то другого (следующая среда для меня последняя). "кто-то другой" будет, думаю, мой хороший знакомый с огромным опытом работы в разных местах (в том числе - в приюте, с очень сложными подростками), умеющий стоять на руках, шутить, балагурить, делать всякие фокусы и увлекательные игры.
3 - тот, кто придет после меня, должен быть однозначно "круче", чтобы замена была стОящей. думаю, если знакомый туда пройдет, это однозначно получится :).

сегодня мы ездили туда с Соней - мне нужен был рядом надежный человек "одной крови", т.к. Нины не было, а одной там продержаться в начале тяжело, должна быть накатанная дорожка. Нина оставила мне ключ на КПП, я должна была позвонить оттуда одной дежурной воспитательнице, чтобы она мне собрала и привела желающих (или тех, кого не взяли на футбол). вот с этого и понеслось. дежурная воспитательница "не могла", попросила подойти к какому-то мужчине. я разыскивала его по этажам. нашла. "подойдите к столовой, там я вам выведу, кого надо". ищу столовую, подхожу. там у воспитательницы спрашиваю о дальнейших действиях. "стойте тут". стоим (с Соней). перед столовой - построение, выговоры-поощрения.наблюдаем детей увели в столовую (полдник - чай и булочка, что-то вроде того). ждем-ждем. "что вы тут стоите, вы должны туда идти, они поднимаются по другой лестнице". сколько людей - столько и мнений, то есть, указаний! идем "туда", ждем. поднимаемся вместе с обещанным мужчиной и детьми. он отводит их на спальный этаж и запирает железную дверь на ключ (с одной стороны вход забаррикадирован, с другой стороны - железная дверь на замке и сторож. и как они сбегают оттуда? сбегают ведь именно по ночам!). "а что вы их в столовой не взяли? вам надо было их тогда забирать!". спасибо большое, вы мне очень помогли разобраться с вашими порядками. половину забрали на футбол, оставшиеся разбредаются по этажу. бросает клич по спальням - "кто на занятие пойдет?". ну какой дурак теперь пойдет?
мы уходим наверх, собираться.
через пять минут другой воспитатель приводит четверых. один из которых - с прошлого раза, САМ вызвался. ну вот, ничего зря не бывает :) оказывается, прошлый урок тоже был совсем-совсем не зря!
все-таки решила одолеть тему рабства. почитала малюсенький кусочек, стали обсуждать. выясняли, какое бывает рабство, что такое зависимость, что такое рабство сознания, какие ассоциации вызывает рабство и свобода, как связана свобода и внешний контроль и самоконтроль, хочет ли раб на свободу (ура, с очень большим скрипом дошли до мысли, что не всегда. и не всегда даже видит, что он раб). в разговорах о зависимости нас просвещали - использовали сленг для обозначения всех их удовольствий, рассказали, кто что нюхал-глотал-пил - и т.п. (лучше этого не знать, а особенно - в каких дозах. потому что такими темпами не знаю, доживут ли они хотя бы до 20-23).

а потом у нас по плану были игры. опять спасибо моим прошлым ученикам - я умею шутить в любой ситуации :) и вот тут был караул - когда мы попросили их записать свои ассоциации по парам (потом у нас было наивное предложение их показать, как в игре "крокодил"), но мы не учли одного. "Писать" - это страшная каторга. Они же почти не пишут! Во-первых, само действие вызывает чуть ли не панику. Во-вторых, они так долго выясняли, что же все-таки записывать (и как пишется это слово), что мы быстренько перешли к другой игре. А потом еще быстрее к третьей :) поговорили, что люди с рабским сознанием очень внушаемы, у них нет своего мнения, они привыкли бежать "за всеми". поговорили о связи внушения и рекламы. я предложила разыграть рекламный ролик с косвенным внушением. немножко оживились, но опять ничего не сделали - дико комплексуют, сразу сжимаются "а че я-то?!" и все. с большим облегчением разошлись за столы - рисовать. ну, сегодня было целых две очень удачных работы! в пересчете на четверых - это же пол-класса :)))
первое задание - нарисовать на одном листе два состояния - рабства и свободы, символически. один нарисовал маленького человечка, придавленного сверху огромным черным прессом. второй нарисовал нечто вроде черного черепа (рабство), и рядом светло-желтое широкое пятно (свобода).
второе задание - нарисовать состояние раба, который не видит, что он раб, и не хочет свободы. тут уж и авторы удачных работ сломались.
а вот потом началось самое "интересное". Нина говорит, что происходящее на уроках (включая драки, "выражения", открытое хамство учителям и т.п.) это, так сказать, цветочки. а вот ягодки зреют по ночам в темных спальнях и коридорах. и тут мы увидели недозревшую ягодку. один на прощанье выпачкал руку черной краской и сделал отпечатки своих ладоней на двух листках. (тут мы услышали браваду, как их ловили, как они были в милиции и как там снимали отпечатки). потом, идя мыть руки, отпечатал свою ладонь на двери кабинета. вынесла ему тряпку - все отмыл, даже без возражений. взял свои эти листочки и понес. я даже ничего не заподозрила (наивно, да?). отойдя немножко (мы их "пасем", идя сзади - одних нельзя отпускать), приложил эти невысохшие черные отпечатки другому на лицо, хорошенько размазав. а тот оказался новенький, это его так "принимают в коллектив". новенький остался в коридоре, сидит, плачет, кричит "никуда не пойду". Соня повела троих "на место", я осталась его уговаривать. сижу и прокручиваю в голове возможные варианты, что нам скажут, если мы его сейчас не вернем, и что за нас будет Нине. параллельно говорю ему что-то подходящее по случаю и убеждаю идти умываться и отправляться на этаж. минут десять мы его убеждали-умывали-вытирали, потом вернули.

ну что ж, сегодняшний день был удачным. ВСЕ-ТАКИ.
в общем, вывод все же опять упирается в педсостав и отсутствие молодых, харизматичных, физически сильных мужчин.

спецшкола

Previous post Next post
Up