Н.Носов. "Отверженные", или персонажи-аутсайдеры.

Feb 24, 2009 21:49

Сейчас, взрослая, вчитываюсь в текст и не понимаю - что за ассоциация у меня на Незнайку и Костю Шишкина? Кого они мне напоминают? Какой-то очень знакомый персонаж литературы и кино советского периода (взрослой литературы). потом догадалась - это же типичный "алгоколик-диссидент", который никак не вписывается в правильный советский коллектив, и которого нужно "исправить" и "взять на поруки".
(Синим цветом - мои комментарии)


В литературе для детей есть два сюжета, которые "обречены на популярность" при любом качестве исполнения. Это повести о школьниках (то, что с ребенком происходит, отзвук знакомой реальности), и повести о "волшебных мирах" (то, что не может произойти в реальности никогда, фантастика и неизвестность). Так, например, построена книга о Гарри Поттере - слияние двух самых популярных тем. Носов мастерски строит сюжет вокруг каждой из них: читатели попадают в сказочный мир коротышек, или видят знакомые школьные реалии.

Сначала - о Незнайке.
Чтобы не размещать здесь слишком больших отрывков, я буду писать только необходимые выдержки. все остальное можно посмотреть в интернет-библиотеках, или, если у вас есть - в книге.

Самый первый вопрос: почему "коротышки" и "малыши"? Вот почему лилипуты - это ясно, по сравнению с "обычными людьми", представителем которых является Гулливер. А малыши почему? В сравнении с кем? Как написали многие в комментариях, у детей часто возникает ассоциация, что это малыши без мам.
Переходим к характеристикам главного героя:

"Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как
надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. Читать он выучился только
по складам, а писать умел только печатными буквами. Многие говорили, будто у
Незнайки совсем пустая голова, но это неправда, потому что как бы он мог
тогда соображать? Конечно, он соображал плохо, но ботинки надевал на ноги, а
не на голову, -- на это ведь тоже соображение надо.
Незнайка был не такой уж скверный".

С самого начала этот персонаж никак не подпадает под установленные рамки. Одевается слишком ярко (Носов во многих местах повести "клеймил позором" современную ему молодежную моду, например, на брюки-клеш), "делом" не занимается, учится плохо (где сказано, что у коротышек была школа? И разве научиться как-то писать (хотя бы печатными буквами) и читать (хотя бы по складам) - это уже не достижение для маленького ребенка?). Незнайка - типичный неприкаянный аутсайдер. С ним никто не водится, кроме единственного друга. Его никто не принимает всерьез, его болтовня никому неинтересна и непонятна. Его существование пытаются оправдать - ну, не такой уж он скверный, хотя да, скверный (сразу же ярлык повесим, с первых строк. Ты в ярких брюках? Скверный.). Учится плохо, соображает плохо, ведет себя вообще отвратительно. Но самое главное: в его имени уже заложен негативный оттенок! Не - знайка. Не такой. Не хороший. Не любим. Не.

Незнайка не имеет права быть собой. Его постоянно пытаются пристроить к "чужому делу" - научить рисовать, как художник. Играть, как музыкант, и так далее. Ему нельзя заниматься своим, незнайкиным любимым делом - фантазировать и рассказывать небылицы. Это не вписывается в свод малышковых правил.

Незнайка - единственный ребенок в мире взрослых. Самый взрослый, конечно, Знайка - от него исходят все правила и запреты, он организовывает жизнь в городе коротышек, его слушаются. Незнайка в этом мире не находит себе места. Он вынужден измениться, потеряв собственную "непохожесть" на остальных, потому что коротышки должны быть "стрижены под одну гребенку". Очень многие комментаторы писали, что персонажи Носова "рафинированные" - это очень хорошо видно в повестях про Незнайку. Герой должен быть либо "черным", либо "белым". Вписаться в существующую реальность, сохранив свою непосредственность, он не может.
Общество не любит таких. Оно согласно их терпеть, если они будут строго выполнять правила. Но не согласно их любить. Незнайка исправился, стал "не таким уж скверным".

"Только Незнайка редко участвовал в играх. Он говорил:
-- Мне играть теперь некогда. Я и читать-то умею с горем пополам, а
пишу только печатными буквами. А мне обязательно надо научиться красиво
писать. Уж я сам знаю, для чего.
Вместо того чтобы идти играть в городки или футбол, Незнайка садился за
стол и принимался за чтение. Читал он каждый день по страничке, но и от
этого была, конечно, большая польза".
(Приключения Незнайки и его друзей).
Стал Незнайка принятым этим обществом? Нет. Ему разрешили там пребывать, но у него по-прежнему "отдельный угол". Стали его принимать "успешные коротышки", вроде Знайки? Могут они с ним дружить? Уважают его? Нет. Он из сил выбивается, чтобы заслужить право жить в этом обществе, но он так же никому не нужен.
Но почему тогда этот персонаж так популярен? Ведь нельзя сказать,что "он нашел свое счастье", превратился из Иванушки-дурачка в Царевича! Что это - любовь русской литературы к "убогим"? Может, дети так любили "приключения Незнайки", что он был для них родным, они легко идентифицировали себя с героем-неудачником, недотепой, которого "не принимают" лицемерные отличники?

"Незнайка на Луне" - хотя сюжет самый что ни на есть "прицельный" - на фоне "освоения космического пространства", получился вымученной идеологической тягомотиной, призванной вызвать в подрастающем поколении презрение к загнивающим капиталистам. А "подрастающее поколение" подросло и эмигрировало в разные "загнившие" страны :)

Второй подобный персонаж - мальчик Костя из повести "Витя Малеев в школе и дома".

"Это только с тобой получилась путаница, а вообще никакой путаницы не
бывает, - сказал Глеб Скамейкин. - Каждый должен знать, в какой ему класс
надо.
- А если я новичок? - говорит Шишкин.
- Новичок, так не надо опаздывать. И потом, разве у тебя языка нету. Мог
спросить".
Помните фильм "Ирония судьбы"? Это ты бестолковая, поэтому к тебе завалился пьяный проходимец!
Ты, Костя, дурачок. Только с тобой случаются путаницы!

Здесь необходимо сказать о стиле произведения - вы где-то видели, чтобы мальчишка и девчонка обращались друг к другу на "вы"? Простите, это какой век? Это советские пионеры, которых "пожалуйста" по книге учили говорить, не то что "выкать"?

"В это время пришла Лика, и я сказал:
- А это вот, познакомься, моя сестра Лика.
- Здравствуйте! - сказал Шишкин.
- Здравствуйте! - ответила Лика и стала разглядывать его, будто он был не
простой мальчишка, а какая-нибудь картина на выставке.
- А у меня сестры нет, - сказал Шишкин. - И брата у меня нет. Никого у
меня нет, я совсем одинокий.
- А вы хотели бы, чтоб у вас была сестра или брат? - спросила Лика".

Лика считает Костю хорошим, потому что он хорошо с ней побеседовал. Но Витя же знает, что Костя не может быть "хорошим"! Он уроки списывает! Хотя Витя не переубеждает сестренку, и вслух соглашается (лицемерит, заметьте!), в душе Костя для него остается "не таким уж хорошим". Опять тот же мотив соответствия внешним правилам и отсутствия безусловной любви.

"- Какой у тебя хороший товарищ, Витя! - сказала она, когда я подошел
посмотреть.
- Это Костя-то? - говорю я.
- Ну да.
- Чем же он такой хороший?
- Вежливый. Так хорошо разговаривает. Даже со мной поговорил.
- Отчего же ему не поговорить с тобой?
- Ну, я ведь девчонка.
- Что ж, если девчонка, так и разговаривать с ней нельзя?
- А другие ребята не разговаривают. Гордятся, наверно. Ты с ним дружи.
Я хотел ей сказать, что Шишкин не такой уж хороший, что он уроки списывает
и мне в тетради даже посадил кляксу, но я почему-то сказал:
- Будто я сам не знаю, что он хороший! У нас в классе все ребята хорошие".

Еще один знакомый нам по рассказам мотив - давайте же найдем крайнего, на которого взвалим всю ответственность за собственные сознательные проступки:
"По шишкинскому примеру, я совсем перестал дома делать задачи и все норовил
списывать их у ребят. Вот точно, как в пословице говорится: "С кем
поведешься, от того и наберешься".
В отличие от малыша Котьки, Витя уже четвероклассник. Ему-то уж поздновато оправдываться "это не я, это Шишкин меня совратил". Как мило, правда: перестает делать уроки - мол, Шишкину можно, я тоже не буду; и так по-взрослому осознанно об этом рассуждает.

"Я уже не боялся арифметики, как
раньше. С меня как будто свалилась какая-то тяжесть, и жить мне стало
легко. Ольга Николаевна была довольна моими успехами и ставила мне хорошие
отметки. Ребята больше не упрекали меня. И мама и папа были рады, что я
стал хорошо учиться. Меня приняли в баскетбольную команду, и я через день
тренировался с ребятами по два часа А когда тренировки не было, я катался
на коньках, ходил на лыжах, играл с ребятами в хоккей - было что делать".
Витя счастлив. Он "Хороший", мама и папа рады, теперь он может быть "любимым и принятым", он соответствует представлениям об "идеальном ребенке" в семье и обществе.

"А Шишкин, вместо того чтобы взяться как следует за учебу, накупил разных
морских свинок, белых крыс, черепах. Одних ежей у него было три штуки! И
он с ними по целым дням возился, кормил их, ухаживал за ними"
Шишкин, Незнайкин двойник в пионерском коллективе, не может "быть как все". Все должны хорошо учиться, играть в хоккей и увлекаться шахматами. Это - дозволено. но нигде в правилах пионера не сказано, что можно сострадать больным животным и выхаживать их. Это - недозволено.

"Ольга Николаевна спросила меня о Шишкине, я сказал, что он болен, а когда
она спросила, чем он болен, я придумал, что у него грипп.
Вот как по милости Шишкина я сделался обманщиком. Но не мог же я
наябедничать на него, если он просил никому не говорить!"
Ну, конечно! Опять по милости Шишкина! Ах, совратили бедного Витеньку! Это все он, негодяй и прогульщик, а Витя хороший мальчик, правильный пионер!

"В эту ночь я долго не мог заснуть, все думал о Шишкине... Я размечтался об этом и решил, что буду заниматься с ним каждый день, но
тут же вспомнил, что о занятиях нечего и мечтать, пока он не вернется в
школу. Я принялся думать, как бы уговорить его, но мне стало понятно, что
уговоры тут не помогут, так как Костя слабохарактерный и теперь уже не
решится признаться матери.
Мне стало ясно, что с Костей надо действовать твердо".

Берем этого Шишкина на поруки. Мы из него твердо выбьем соответствие наших представлений о том, каким ему следует быть!

"Я думал, что Володя станет стыдить Шишкина, а Володя
вместо этого стал стыдить меня.
- Ты ведь знал, что твой товарищ поступает неправильно, и не помог ему
исправить ошибку, - сказал Володя. - Надо было поговорить с ним серьезно,
а если бы он тебя не послушался, надо было сказать учительнице, или мне,
или ребятам. А ты от всех скрывал".
Ну вот - отольются кошке мышкины слезки. Как же так, Витя, почему ты удивляешься, что вместо Шишкина отчитывают тебя? Ведь ты же столько раз перекладывал ответственность за свои поступки на Шишкина! Теперь получилось наоборот: ТЫ оказался виновен в ЕГО поведении! Что посеешь, то и пожнешь.

" - Вот видишь, если б ты по-настоящему заботился о своем друге, то не давал
бы ему списывать. Настоящий друг должен быть требовательным. Какой же ты
товарищ, если миришься с тем, что твой друг поступает нехорошо? Такая
дружба ненастоящая - это ложная дружба".
Конечно, ты же не просто друг. Ты - настоящий друг. Мы понимаем это так: ты должен следить за своим товарищем, докладывать нам, если он не поступает так, как нам хочется. А дальше - "твердо за него браться" и заставлять соответствовать нашим требованиям. Все другое - ложная дружба, мальчик!

"Почему - не занимались? Мы занимались! - ответил Алик.
- Сколько же раз вы занимались?
- Ну, я не помню. Раза два или три.
- Раза два или три? - удивился Юра. - Да ты должен был каждый день
заниматься с ним, а не раза два или три. Сам обещал на собрании. Мы тебе
это дело доверили, а ты не оправдал доверия!
- Как же я мог оправдать доверие? - сказал Алик. - К нему придешь, а его
дома нет. Или придешь, а он говорит:
"Я сегодня не в настроении заниматься". Ну, я и бросил.
- Ишь ты, "бросил"! - сказал Юра. - Ты должен был на звене поставить
вопрос, чтоб звено помогло. Шишкин у нас неорганизованный. Ты вот хорошо
учишься, о себе позаботился, а о товарище позаботиться не захотел... Ну
ладно, я тоже виноват, что не проверил тебя.
- Я теперь буду хорошо заниматься с Шишкиным, - сказал Алик. - Я шахматами
увлекся, поэтому так и вышло.
- Нет, - ответил Володя, - больше мы тебе этого дела не доверим.
- Теперь я буду с Шишкиным заниматься, - сказал я. - Мне Игорь
Александрович велел.
- Что ж, - сказал Володя, - раз тебя Игорь Александрович назначил, то и мы
тебя на это дело выделим. Правда, ребята?"
Ого. Да тут не один друг. Тут система "настоящих друзей"! Сейчас по порядку: ты будешь следить за Шишкиным, чтобы он не отбился от коллектива и не портил нам всю картину. Ты - будешь следить за ним, чтобы он следил за Шишкиным. А я буду проверять, как ты проверяешь его. И докладывать дальше. Доносы принимаем в письменном виде.
Кроме всего прочего, все эти сцены - собрания, прорабатывания, и т.п., как в плохих фильмах 50-60-х годов, в которых нужно было воспеть процветающий Советский Союз и пожурить отдельных несознательных товарищей.

"А Костя шел и ничего не замечал.
Потом он остановился, вынул из сумки дневник и полюбовался на свою
четверку.
- Вот она, четверочка! - улыбнулся он. - Сколько я мечтал о ней! Сколько
раз думал: вот получу четверку и покажу маме, и мама будет довольна мной.
Я знаю, что не для мамы учусь, мама всегда говорит об этом, но все-таки я
хоть немножечко, а и для мамы учусь. Ведь ей хочется, чтоб ее сын был
хорошим. Я буду хорошим, вот увидишь. И мама будет гордиться мной. Еще
поднажму, и у меня будет пятерка. Пусть тогда мама гордится. И тетя Зина
пусть тоже гордится. Пусть, мне не жалко. Ведь тетя Зина тоже хорошая,
хотя и пробирает меня иногда.
Он остановился, спрятал в сумку дневник и огляделся по сторонам. Потом
вздохнул полной грудью.
- Ты чувствуешь? - сказал он. - Это весенний ветер! Скоро весна. Ведь
сейчас уже конец февраля, а февраль - последний месяц зимы. Скоро наступит
март, и придет весна, и потекут ручейки, и зазеленеет трава, в лесах
проснутся ежи и ужи и другие разные звери, и запоют птички, и зацветут
цветы..."
Бедный поэт, романтик, вытравленный из своей ниши! Своих животных он со слезами на глазах относил по друзьям - иначе мама выгонит их на улицу. Сейчас ему искусственно привьют правильный пионерский интерес - пусть он увлечется шахматами, или играет в хоккей. Правда, ему позволили показывать свою собачку, но тогда и так, как этого хочет Коллектив. Он так старается быть любимым - вот, теперь ему в этом поможет четверочка! Но не задушили его все-таки до конца: он еще замечает мир вокруг, хотя его никто не слышит, хотя это его качество никому не нужно. Оно же не относится к характеристикам "настоящего пионера"!

детская литература, авторы, проза

Previous post Next post
Up