да простят меня те читатели, которые с нетерпением ждут продолжения темы дневников и обобщения ответов на вопросы, я еще немножко отвлекусь по просьбам на ТВ-тему:
"При этом (просмотре ТВ - М.О.) зрительный процесс происходит ненормальным образом, так как при обыкновенном рассматривании мускулы глаз совершают разнообразные и сложные движения, и как бы "обегают" наблюдаемый объект. Кроме того, ни один цвет и ни одна пропорция не совпадают с реальными, трехмерное проецируется на плоскость. Задействованы только два органа чувств: зрение и слух, все остальные пребывают в пассивности, что приводит к разобщению их функций...
(Хочу добавить, что в детском возрасте зрительное восприятие очень сильно зависимо от ведущего -кинестетического и осязательного, при просмотре любых тв-изображений (фильмов, мультфильмов, передач) эти каналы бездействуют, значит, зрительное восприятие не может развиваться полноценно, соответственно, мозг не будет полноценно работать при поступлении информации "в переработку").
Обработка впечатлений, поступающих в мозг с экрана, происходит иначе, чем при нормальном, активном процессе зрения, когда глаза постоянно двигаются и воспринимают тончайшие оттенки цветов и реальные предметы одновременно с остальными органами чувств. Поток информации, идущий с экрана, очень сильно превышает способность ребенка к восприятию и самостоятельному осмыслению. Ребенок выхватывает то одно, то другое, и часто не может установить связь между картинкаим и услышанным текстом. Происходит стимулирование мозга к отрывочному мышлению..., а в целом к пассивному восприятию происходящего, так как собственное активное восприятие в данном случае невозможно...
раннее и частое потребление подобной информации (медиасредства - М.О.) у здоровых детей ведет к заметным нарушениям, проявляющихся в виде нарушений внимания, способности слушать и понимать, способности устанавливать взаимосвязи."
(Авторы предлагают смотреть телевизор очень дозированно и обсуждать увиденное, но НЕ РАНЕЕ, чем с 12 лет).
В.Гёбель, М.Глёклер "Ребенок от младенчества к совершеннолетию". Медико-педагогический справочник. Калуга, 2004. - книга совершенно замечательная, авторы - врачи, излагающие антропософский подход к воспитанию. Есть несколько "но" - например, полное отвержение совместного сна, но я думаю, что в таких вопросах твердые немецкие традиции превозмогли над "естественным воспитанием" :). Иногда убегают далеко в антропософскую философию, но в целом написано легко. Вообще очень много ценных мыслей и довольно толковое изложение особенностей развития.