воспитание в младенчестве

Aug 27, 2008 12:15

к этому

http://aksik.livejournal.com/347207.html


Иногда развитие у ребенка какого-либо качества представляется так: должно пройти определенное время от рождения и до нужного момента, и когда наступить долгожданный "час икс", вот тогда мы примемся за дело. В первый год жизни ребенка закладываются основы его характера, его отношения к себе и к людям, мировоззрение. Но когда и как? Что такого особенного делает младенец? Ведь он только спит, ест, и пачкает пеленки. Но именно из того, как организованы три перечисленные физиологические процесса, у малыша складываются основные представления о себе.
Мы склонны с некоторым презрением относиться к этому - зачем раздувать из мухи слона? Разве это важно? Главное - что ребенок сыт, выспавшийся, чистенький. Какая разница, как он ест, где спит, в подгузниках или без?

Однако, даже при том, что мы привыкли относиться к этим процессам как вынужденной необходимости, они руководят и нашей, взрослой, жизнью. Что первым делом спрашивает врач, если вы жалуетесь на недомогания? Интересуется - нет ли у вас нарушений сна или аппетита.

Мы уже говорили, что Маслоу поставил естественные потребности в основание пирамиды. Но важно не только то, чтобы они удовлетворялись, важно - как они удовлетворены. Например, в древности в некоторых народах избегали совместных трапез с неприятным или враждебно настроенным человеком - считалось, что с едой передается его отрицательная энергетика. (Кстати, вспомните советы профессора Преображенского :)).
В культуре любого народа есть особые ритуалы, связанные с едой. Даже современные праздничные застолья берут свое начало от древних жертвоприношений.
Если, не дай Бог, какой-то из трех физиологических процессов нарушается в организме - человек не может нормально функционировать, никакой интеллект или другие "высокие материи" ему не помогают до тех пор, пока физиология не приходит в норму. Основные пытки любой "инквизиции", какое бы название она не носила, опираются на эти три процесса. Итак, какое же отношение имеет наша тема воспитания различных "мужских" качеств у мальчика ко всему вышесказанному? Самое прямое, поскольку еще во младенчестве формируется активная или пассивная жизненная позиция. Скорее всего, мальчику с активной жизненной позицией, инициативному и самостоятельному, будет легче развить те самые необходимые маскулинные качества. Как мы уже сказали, младенцы ничего особенного не делают, и здесь очень важно, как организованы три главных физиологических процесса. При естественном уходе ребенок становится центром, его потребности удовлетворяются так, как это необходимо, а не так, как удобно маме или какова стереотипная модель родительского поведения, принятая в обществе. Именно естественный уход помогает развивать активную жизненную позицию. Кормление грудью по требованию - здесь даже не нужны комментарии, в таком случае ребенок не зависит от режима, а сам устанавливает "режим питания", получая еду по первому требованию тогда, когда нужно ему, а не маме или няне. Совместный сон - ребенок не должен искать и звать маму, она всегда рядом, ему не нужно переживать фрустрации. Высаживание - особенно важно, т.к. в этом случае учится ощущать свой организм и управлять им, по сравнению с детьми в подгузниках раньше включаются механизмы саморегуляции. Слингоношение - мамина активность передается ребенку, он все время включен в деятельность, а не лежит в качестве игрушки в манеже.

При этом к "кризисному возрасту" (2-3 года), когда ребенок требует самостоятельности, все физиологические процессы контролируются им самим. С точки зрения развития должно быть странно видеть мальчиков, которые в 2-3 года едут в колясочке, в подгузниках. Какая же тут самостоятельность, если даже собственным организмом у них нет возможности управлять?
Опять приходим к одному и тому же выводу - все начинается с мелочей, и не нужно ждать, что когда-нибудь наступит специальный момент для воспитания

осознанное родительство, мальчики и девочки, младенчество

Previous post Next post
Up