О самосознании, самоидентификации и восприятии имени у разных народов, исторический аспект, психологические особенности - И.С.Кон, От особи к личности:
http://www.neuro.net.ru/sexology/book9_11.html"... Имя (с большой буквы) отличает своего носителя от всех остальных людей, особенно в его собственном самосознании. Собственные имена первыми усваиваются ребенком и последними утрачиваются при некоторых расстройствах речи".
С каких пор называть ребенка полным именем? Вообще, конечно, чтобы для него это не было непривычным и странным, с рождения. Но до года ребенок не мыслит себя отдельно существующей личностью, и во многих культурах малыши не имели имен. После "кризиса первого года" просыпается самосознание, ребенок понимает, что он - не часть мамы, а отдельный человек. Для того, чтобы формировалась личность с теми качествами и характеристиками, которые заключены в выбранном имени, лучше называть ребенка полной формой, а не сокращенной. Ясно, что ласковое обращение к ребенку при этом не исключается, как и домашние имена.
Пропорция может быть такова: большую часть времени ребенок слышит полное имя, но бывают моменты, когда мама называет его ласковым домашним прозвищем (но ни в коем случае не прилюдно, даже маленького ребенка). Если есть цель развивать сильные качества, которые "зашифрованы" в имени, то уменьшительно-ласкательная форма вряд ли в этом поможет. (Вспомните, как мы рассуждали о разнице между "Владимиром" и "Володей". Или просто подумайте: "Виктор" - победитель, какой твердый звуковой ряд! "Витюша" - это что за Витюша такая? Разве она как-то сможет трансформироваться в "победителя"?). Если цель другая - чтобы ребенок в возрасте, когда закладывается основа характера и формируется воля (раннее детство) не мог идентифицировать себя с полным именем - тогда конечно, следует использовать только "ослабленные" варианты.
В русском языке очень большое количество производных от имени. Случайно ли это? Однажды я беседовала с американкой, удивлявшейся тому, какое множество уменьшительных имен позволяет придумать русский язык. Она говорила, что по-английски нет такого разнообразия. Я размышляла - отчего это? Конечно, нельзя сказать, что "русский язык богаче". Может быть, потому уделяется такое внимание вербальной ласке, что мальчикам не очень-то принято оказывать невербальную? Обратите внимание на мам малышей - очень часто вы заметите "стереотипы в действии": мальчику должно быть стыдно плакать, он же мужчина; целовать дошкольника тоже как-то неловко - зачем мальчику телячьи нежности, и прочее. Возможно, вербальные ласковые обращения компенсируют невыраженную материнскую любовь? Многие мамы боятся проявить нежность к подрастающему мальчику из расхожего мифа о том, что это "избалует", или "не даст вырасти в настоящего мужчину". Разве "настоящему мужчине" не нужна любовь? Или женщина не проявляет ласки и нежности к любимому, хотя он уже давно вырос? Очень часто необходимое для развития любого ребенка (не только девочки, и мальчика не в меньшей степени) невербальное внимание рассматривается с позиции "он будущий мужчина, ему не нужны телячьи нежности!". Вот и вырастет мужчина, уверенный, что выражать добрые чувства и положительные эмоции - нечто постыдное, которому будет легче нагрубить, нежели сказать приятное свой любимой.
Обратимся к признанным специалистам в области детской психологии, что пишет по поводу "нежностей" с маленькими мальчиками Росс Кэмпбелл, врач-психиатр:
Р.Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей.
"Маленькому мальчику нужно, чтобы его гладили, обнимали, баюкали, прижимали к груди, ласкали, целовали, -все эти "телячьи нежности", как говорит мой 8-летний сын. Это физическое проявление любви принципиально важно для мальчика и является решающим с самого рождения до 7-8 лет, подчеркиваю, решающим в его развитии! Исследования показали, что девочки до года получают в 5 раз больше физической ласки, чем мальчики. Я уверен, что это - одна из главных причин, что с мальчиками до трех лет гораздо больше осложнений, чем с девочками. В психиатрических клиниках США мальчиков в 5-6 раз больше, чем девочек. И это соотношение резко (еще в несколько раз) возрастает у подростков
Очевидно, мальчикам необходимо такое же нежное проявление любви (надо учесть, что часто у мальчиков еще большая потребность), как и девочкам в ранние годы развития. По мере того как мальчик растет и взрослеет, потребность в таком физическом проявлении любви, как объятия и поцелуи, уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Теперь его больше притягивает мужская линия поведения. Вся эта возня, борьба, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость и чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика все эти "медвежьи шалости" - не менее важное средство проявления внимания и физического контакта, чем "телячьи нежности" и девчачье сюсюканье".
И еще один, очень интересный, отрывок из его книги:
"Мой друг Руст, крепкий, суровый, непреклонный, настоящий мужчина, морской офицер, обучающий строевой подготовке. У него прелестная нежная чувствительная жена и четверо сыновей-погодков. Руст решил, что его мальчишки должны вырасти такими же, как он, сильными и суровыми. Он и обращался с ними соответственно как с новобранцами: неукоснительная дисциплина, беспрекословное подчинение, никаких поблажек и вопросов, никаких эмоций и "телячьих нежностей"... В последний раз, когда я видел этих мальчиков, даже я был поражен их женоподобностью. Жеманство, сюсюканье, внешность, повадки - все было как у девочек. Вы удивлены. А не следовало бы! Я как врач-психиатр встречаюсь с этим каждый день. Мальчики, чьи отцы суровы и жестоки, как правило, вырастают женоподобными маменькиными сынками. Не проявляя никаких нежных чувств, родители отталкивают своих детей".
Итак, каковы причины того, что мальчик растет "женственным неженкой"?
1. Как мы читали во втором отрывке - недостаток любви и внимания со стороны отца. Таким образом у мальчика нарушается половая идентификация. Эта причина устраняется проще всего - папе нужно быть нежнее с маленьким сыном, позволять себе выражать собственную любовь различными способами и не стесняться ее проявлений.
2. Неполная семья, ребенка воспитывает только мать. В этом случае матери можно посоветовать найти для малыша "мужской пример" для подражания. Пусть мальчик чаще общается с дедушкой, другом семьи, или дальним родственником, кто мог бы представать для него "мужским эталоном".
3. В семье доминирует мать, отец не выполняет ведущей мужской роли.
4. Мальчик нежеланный, родители хотели девочку (особенно влияет желание матери).
5. Мать подсознательно принимает только "малыша", у нее глубокий страх перед отношениями с подросшим сыном.
6. Гиперопека, подавление инициативы, авторитарный стиль воспитания матери.