Ритм - природное качество человека. Чувство ритма - одно из основополагающих в формировании личности ребенка, его развитие влияет на умственные и творческие способности. Каждый жизненный процесс проходит в определенном ритме. Ритм является духовной и физической сущностью человека. Через ритм, как одну из форм общественного сознания, происходит овладение различными видами двигательной активности. С помощью ритма духовная сущность отражается в двигательных действиях (ритуальные танцы, медитация и пр.).
Ритм является комплексной характеристикой телодвижения, обусловлен функциональными особенностями центральной неровной системы (И. Павлов, И. Сеченов) и имеет моторную природу.
Кроме того, что ритм - доминанта гармонического развития ребенка, он имеет огромное значение для построения отношений с окружающими. Одним из важных показателей близости и "взаимопроникновения" людей является отражение жестов, мимики собеседника. Высшая форма единения - дыхание в одном ритме. Также управление ритмом дыхание влияет на управление собственной личностью и остальными людьми (если они дышат в заданном ритме). В качестве примера можно привести солдатские марши, хоровое пение, групповые медитации и йогу.
Когда мама напевает ребенку потешки, они "настраиваются" на определенный дыхательный ритм. Это помогает маме внутренне принять малыша, на интуитивном уровне "приблизиться" к нему. Ведь ритм потешек более близок детям, нежели взрослым. Значит, потешки прежде всего служат маме - позволяют ей проникнуться "детским" ритмом, лучше понимать малыша.
К тому же, сопровождение одних и тех же действий определенным хорошо знакомым ритмом позволяют ребенку прогнозировать ближайшее будущее, мир перестает быть для него непонятным и страшным. При знакомых звуках потешки или песенки ребенок уже "настраивается" на соответствующее действие, ждет, что мама его будет купать, если поется "Водичка, водичка, умой Маше личико...", или укладывать спать, если слышит колыбельную песенку. Так ребенку понятнее и проще осваиваться в новом мире, если есть приятные ожидания. И, наоборот, любые действия самого ребенка мама может "комментировать" соответствующей попевкой: "Потягунюшки", если ребенок потягивается; "Дыбок-дыбок..." если встал на ножки. Малыш фиксирует само действие и мамину положительную реакцию на него. Новое для него движение или действие вводятся в общую систему деятельности, приобретают свое "место" в мире. Сопровождая потешками массажик и занимаясь пестовальной гимнастикой (поглаживание пальчиков, ручек, ножек, животика и т.п.), мама помогает малышу познать собственное тело, осознать свое существование, прочувствовать себя как отдельного человечка. Не столько называние разных частей тела ("пальчик-мальчик, где ты был?", "Ножки, вы, ножки..."), а именно ритмическое сопровождение позволяют ребенку ощутить себя самого, осмыслить свои действия.
Пестовальная гимнастика:
http://www.mamochka.kz/article.php?article_id=1672http://malenkiy.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=527&Itemid=71http://www.umka-centr.ru/poteshki.html пестушки и потешки:
http://www.7ya.ru/baby/ladushki-all.asphttp://www.eka-mama.ru/matter/detail.php?ID=4442http://www.friendship.com.ru/ladushki/10.shtmlhttp://www.unn.ru/folklore/fpestush.htmhttp://rufolklor.narod.ru/pest.htm !!! невероятно интересно:
языческая культура в детском фольклоре
http://met-at-ron.narod.ru/kurs.html