"Федорино горе". Сюжет сказки таков: вещи взбунтовались против собственной хозяйки, поскольку она недостаточно хорошо за ними ухаживала. Это абсурд с точки зрения мировосприятия: ведь вещи не могут управлять человеком. Вещи для человека, а не человек для вещей! Даже если он пользуется ими недостаточно хорошо. Вещи не имеют "права голоса", и не должны повелевать собственным хозяином. Да, Федора неаккуратная хозяйка, у нее беспорядок. Но это ее личное дело! И ее СОБСТВЕННЫЕ вещи! Но нет, здесь Чуковский внушает ребенку мысль, что так называемое "личное пространство" отсутствует, всегда найдется кто-то, подсматривающий за его поведением. Когда человек поступает "плохо" (в данном случае - неаккуратно обращается с собственными вещами), он должен "исправляться" не из страха перед наказанием, а по велению совести. В этой сказке Чуковский озвучивает советскую мораль - невозможно быть "нравственным" просто так. Если тебя поймают за руку - да, это нельзя трогать. Если нет милиционера на входе - тогда можно пронести. Человек, по-настоящему воспитанный, не делает чего-то плохого не из страха, что поймают или накажут, а потому, что это идет вразрез с его иерархией ценностей, для него это недопустимо по внутренним законам, а не по внешним.
В сказке нарушен один из законов развития - предметный мир не управляет человеком, все совсем наоборот. В подсознании ребенка происходит важнейший переворот в возрасте примерно трех лет - он ощущает себя отдельной личностью, выделяет себя из мира, из всего окружающего. Он стоит выше. В этой сказке предметы меняются с человеком местами в управлении миром (как и в "Мойдодыре"), что невозможно в принципе (в народных сказках человек, какой бы он не был "отрицательный", никогда не скатывается на ступеньку ниже предметного мира).
***
"Телефон" - очень милое игровое стихотворение, замечательно подходит для инсценировок или кукольных театров. С точки зрения детского восприятия не подходит под общую картину один небольшой штрих:
"Я три ночи не спал, я устал.
Мне бы заснуть, отдохнуть!
Но только я лег - звонок!"
В данном отрывке игровой характер стихотворения разбивается вторжением "взрослой рутины". Дети думают, что для автора весело и забавно беседовать по телефону со зверушками, и он получает от этого настоящее удовольствие, испытываемое только в игре. А тут - нате вам! Он устал! Сразу меняется настроение произведения - оказывается, автор относится к этим телефонным разговорам как к изматывающей работе, он устал и стал орать на звонящих! Как похоже на родителей, которых дети просят поиграть вместе, а они отказываются: "Я устал, иди играй сам!".
***
"Чудо-дерево".
Эта коротенькая сказка - одно из самых удачных произведений автора. Хороша не только для чтения, но и для различных игр, особенно - для творчества. Могу порекомендовать полезное упражнение для рисования: мы с детьми придумывали свое "чудо-дерево" с фантастическими плодами, изображали его, и рассказывали о нем историю. Нужно обратить внимание, что не все слова в стихотворении воспринимаются детьми правильно, например, "босоножки" у автора - люди с босыми ногами (они будут скакать к дереву и срывать себе башмаки). Дети, конечно, думают, что к дереву поскакали сандалики-босоножки :)