Подведя итоги обсуждений нескольких постов - о подгузниках, о грудном вскармливании, и о совместном сне, я решила написать вот этот, обобщающий, поскольку немного наскучивает отвечать одно и то же на сотню комментариев.
Итак, по порядку. Вопрос первый: неужели такие мелочи оказывают решающее влияние на развитие ребенка? Не все ли равно - в подгузниках или без, грудное молоко или смесь из бутылочки, сон с мамой или в отдельной комнате? Давайте остановимся, успокоимся немножко после горячих споров, и подумаем: а такие ли уж это мелочи?
Человек - существо биологическое, и уже потом - социологическое (по Аристотелю). Младенец еще не вступил в социологические отношения, он полностью биологическое существо. Его развитие и психологическое состояние абсолютно, полностью, безоговорочно зависит от того, как выполняются его физиологические потребности. Более того, не только ребенок зависим от «удовлетворения физиологических потребностей». В одном из постов я упоминала исследователя Бруно Беттельгейма, который занимался психологией заключенных концлагерей. Он говорил, что заключенных не кормят вовсе не из экономии. Цель другая - низвести взрослых людей до состояния новорожденных младенцев, живущих только ожиданиями еды. Испражнение по команде, еда - строгим пайком, отсутствие нормальных условий для сна - вот и все, что необходимо, чтобы разумный человек быстро превратился в животное. Так происходит не потому, что людям больше ничего не нужно, а потому, что людям это необходимо в первую очередь.
Абрахам Маслоу, создавший знаменитую «пирамиду потребностей», поставил физиологические потребности на первое место:
«человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания». К базовым потребностям он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются». Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище.
(
http://www.psychoanalyst.ru/depression/hierarchy.htmhttp://www.psychology.ru/library/00010.shtml)
А ведь мы сейчас рассуждаем о взрослых людях! Что же можно сказать о младенце, который живет только этим? У него нет никаких других занятий! Ведущая деятельность ребенка до года - общение (с мамой или человеком, который за ним постоянно ухаживает). Прежде всего - в удовлетворении этих самых потребностей! И отношение к маме, к себе, к окружающим, все основы мировосприятия закладываются именно там! Можно быть сколь угодно демократичной мамой, но если кормить ребенка насильственно (в данный момент я имею в виду не младенца, а, например, дошкольника), то у него сформируется негативное мировосприятие. Потому что, повторяю, именно в условиях удовлетворения физиологических потребностей складываются у ребенка все основные мироощущения. Недаром авторитарные системы воспитания такой упор делают на «режиме питания», «режиме сна» и прочем! Нужно контролировать основные процессы организма, а значит - человека в целом!
Известны научные эксперименты, когда младенцам обеспечивался надлежащий уход (то есть, они были сыты, им меняли пеленки, укладывали спать и т.п.), но лишали эмоционального общения. В таких случаях или нарушалось развитие детей, или они вообще погибали. То есть, важен не сам факт удовлетворения физиологической потребности, а КАК это сделано. И если мама в удовлетворении физиологических потребностей младенца старается максимально «отдалиться», переложить хотя бы часть действий на какие-либо средства, это, безусловно, оказывает сильное влияние.
Теперь по порядку: как удовлетворяются физиологические потребности младенца? Про грудное вскармливание мы уже говорили очень много. Повторю еще, что чем бы не кормили ребенка - грудью, сцеженным молоком, смесью, этот процесс для него должен быть не только насыщением, а интимным общением с мамой! Если ребенка кормят по ЕГО требованию, он становится инициатором процесса насыщения и процесса общения. Если это кормление тогда и там, когда и где захочет мама - не надо удивляться, откуда у ребенка такой безынициативный характер.
Отправление естественных потребностей: сейчас напишу очень резко, но это серьезные исследования, а не мои домыслы. Исследователи утверждают, что мама, испытывающая брезгливость к собственному ребенку и продуктам его жизнедеятельности, неспособна на безусловную любовь, у нее недостаточно развит материнский инстинкт. Сами подумайте: если маме противно ухаживать за собственным ребенком в некоторых ситуациях, это нормальная реакция?
(подробнее:
Чибисова Марина Юрьевна. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2003
Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психол. 2000.)
Как же можно оставить ребенка без «памперса», ужас, он же может написать на ковер! Конечно, в первую очередь нужно заботиться о том, что дороже. Все дело в расстановке приоритетов.
Сон - мы зависим от него всю жизнь, не только во младенчестве. День человека во многом строится в зависимости от особенностей пробуждения. Если, например, человека в состоянии пробуждения напугать, или резко его будить, то обеспечена масса стрессов и подсознательных страхов. (Один знакомый мне однажды рассказал, что долгие годы после службы в советской армии ему снились кошмары на тему «бодрой побудки»). Именно во сне пробуждается подсознание, освобождаясь от пут разума. Во сне все системы организма работают в особом режиме. Не прекращают работу, а переходят на другой режим! Соответственно, ребенок не прекращает развиваться, а развивается непонятным образом для нас, мыслящих слишком прямолинейно. Но это развитие ничуть не менее важно чем то, которое он проходит в стадии бодрствования! Нужно ли ребенка лишать материнской близости только потому, что он спит, и не реагирует?
Ребенок не умеет мыслить логически. Он только чувствует - мама есть рядом, или мамы нет. Больше он ничего не понимает. Для новорожденного одинаково, будет ли мама в соседней комнате или за границей - он ощущает телом ее отсутствие.
Проблема даже не в знании или незнании. Проблема как раз в том, что не все согласны размышлять со стороны ребенка, его ощущений и мировосприятия. Дети все одинаковы с точки зрения наличия потребностей. Некоторые быстро принимают «правила игры», другие будут настойчиво требовать того, что им нужно. Все зависит не столько от ребенка, сколько от мамы - готова ли она выполнять эти требования.
Начинать всегда нужно не с ребенка, а с себя. Хотя бы потому, что мы полностью ответственны за своих детей, а не они за нас.