Меня давно интересовал вопрос о пеленании и его воздействии на психологическое развитие младенца. Тем более, что в нынешнее время давно, казалось бы, забытая традиция пеленания находит новых последователей. Поскольку совершенно очевидно, что климатические условия не являлись определяющим фактором, мне хотелось найти более глубокий ответ на этот вопрос. Отыскала очень интересные сведения о связи пеленания и черт российской ментальности. Привожу цитаты, т.к. в данном случае лучше читать из первоисточников:
http://www.pedlib.ru/Books/1/0154/1_0154-274.shtml -
Э. Эриксон
Вполне вероятно, что почти универсальный и, между прочим, довольно практичный обычай пеленать младенцев получил в России усиление под действием той синхронизирующей тенденции, которая сводит географию, историю и детство человека в несколько общих категорий. Мы наблюдаем конфигурационную близость между этими тремя элементами русской традиционной культуры.
1. Компактная социальная жизнь в уединенных укрепленных поселениях, изолированных друг от друга холодами центральных равнин, и периодическое освобождение их жителей после весенней оттепели.
2. Долгие периоды тугого пеленания, чередующиеся с минутами обильного обмена радостными чувствами во время освобождения младенца от пеленок.
3. Одобряемое проявление в поведении нечеловеческой ("деревянной") выносливости и, наряду с этим, периодический эмоциональный катарсис, достигаемый безудержным излиянием души.
В таком случае, пеленание - если рассматривать его в исторической и политической плоскостях - могло, по-видимому, быть частью системы неподатливых институций, которая помогала поддерживать и продлевать русское сочетание рабства с "душой".
И действительно, Горький писал в "Мещанах": "Когда человеку лежать на одном боку неудобно - он перевертывается на другой, а когда ему жить неудобно - он только жалуется... А ты сделай усилие, - перевернись!" Человек, должным образом мотивированный, способен сделать усилие, чтобы перевернуться или, в действительности, подняться; но под давлением прикованности к определенным обстоятельствам, в душе он может действовать в соответствии с его самым ранним опытом переживания связанного состояния. А что не в состоянии сделать спелёнатый младенец, - так это перевернуться. Он способен лишь падать обратно на спину, уступать, терпеть и галлюцинировать, задерживаясь на вазомоторных ощущениях и на внезапных изменениях в функционировании кишечника, пока ему снова не подарят мгновение локомоторной свободы.
http://de.ifmo.ru/--books/0062/53.htmlВ качестве примера можно привести исследования "загадочной русской души". Э. Эриксон и другие западные авторы считают характерным для русской ментальности чередование полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки. Н.А. Бердяев также отмечает, что русская ментальтность сильно поляризована и совмещает в себе противоположности (деспотизм - анархия, жестокость и склонность к насилию - доброта и человечность, смирение - наглость, рабство - бунт и т.д.). В качестве причин эти авторы называли:
- ритм крестьянской жизни в холодном климате (бездеятельная зима и тяжелый труд летом);
- длительное тугое пеленание младенцев;
- наложение аскетически-монашеского православия на природную языческую стихию;
- "размывание материнства" и ранняя социализация детей (огромное участие в воспитании детей в младенчестве принимают, помимо родителей, другие члены семьи, а затем - детский сад, школа и государство в целом).