Табакерка

Feb 13, 2011 01:11


 Когда я в следующий раз буду писать про большие гастроли, то во первых строках так и напишу: дорогие организаторы, с тремя пригласительными на последний ряд верхнего яруса впредь ИДИТЕ В ЖОПУ пишите про себя сами - я не могу судить о том, чего не видела и не слышала.

"ВК", 11.02 2010

Из подвальчика на Чаплыгина
«Табакерка» в Самаре играла на больших сценах


На этой неделе случилось редкое событие в культурной жизни Самары - с тремя спектаклями приехал московский Театр под руководством Олега Табакова. По нынешним временам масштабные гастроли, к тому же, качественные. Так что, «во первых строках» нужно просто порадоваться и поблагодарить агентство «ТЕ АРТ-Шоу» за смелость и хлопоты.

Что дадутВообще-то, все выводы из этих гастролей очевидны до оскомины. Может, именно это и называется теперь театральным городом, но едим мы все, что дают. Без разбору. Оформленная в приторной пышности «звездная» «Женитьба Фигаро», вяло расползшаяся на три с половиной часа, собрала за два вечера около двух с половиной тысяч самарцев. Интеллектуальная, сложная, фестивальная постановка по Платонову «Рассказ о счастливой Москве» тоже не осталась обиженной: продавали 600 билетов - 600 и купили. Что на коммерческом проекте зрителей в четыре раза больше - даже как-то странно обсуждать. Театр под руководством Олега Табакова сегодня, как известно, театр «интендантский», сборный, ориентированный на зрительский успех и на то, чтобы свести под одним брендом все самое новое, актуальное и популярное. Как трудно искать особенную логику в художественной политике театра, так непредсказуемым оказалось и «поведение» спектаклей на гастролях.

Печали... Кто бы мог подумать, что прекрасный «Старший сын» Константина Богомолова, умный, нервный, ритмичный современный спектакль, камерный, но уже не в первый раз вынесенный на большую сцену, в Самаре потеряет две трети своего обаяния. Корреспондент «ВК», конечно, как герой Зощенко, «сидел на верхотурье» (и далее по тексту), поэтому особенно остро видел те же незалатанные сценографические дыры: сделанные под маленький подвал «Табакерки» декорации не доставали до колосников, образовавшиеся сверху пустоты резали глаз, и если в самой «Табакерке», как писалось в репортаже с «Золотой Маски», можно только удивляться, как остроумно художник Лариса Ломакина распорядилась пятачком сцены: справа кухня как центр жизни, полированная тумбочка, старый холодильник, эмалированные кастрюли и другие приметы советского быта, слева - целая лестничная клетка, то на сцене самарской Драмы все как будто расползлось, даже исчезло ощущение густой бытовой заполненности спектакля. Но главное не это. В камерном зале спектакль был жестким и четким, от постоянной игры несколькими планами (вот на лестничной клетке ссорятся друзья, а вот одновременно собирает свой рюкзак Сарафанов-младший) действие шло динамично и не отпускало зрителя. В Самаре «Старший сын» потерял темп и акценты. Вампиловского Бусыгина в «Табакерке» играет Юрий Чурсин - яркий, острый артист, широкому зрителю известный по «Изображая жертву» и «Хироманту». На родной сцене он был главным героем и центром спектакля - сын ХХI века, холодноватый и циничный на вид, но очень жаждущий тепла на деле. На самарской сцене Чурсин неожиданно «стерся» и потерялся, особенно на фоне играющего Сарафанова Сергея Сосновского - актера старой школы было как минимум прекрасно слышно даже с нашей журналистской галерки. Но, как бы ни был прекрасен Сосновский (его рефлексирующий, виноватый отец лишен той мягкости, какую играл в известном фильме Леонов, но при этом не менее раним и по-мужски сердечен), той встречи двух времен, которая «заложена» режиссером в спектакле, когда со всей дури цепляются друг за друга два таких разных одиночки, здесь не случается. И если в Москве не придет в голову сравнивать спектакль с фильмом, то в Самаре, к сожалению, именно об этом были разговоры в антракте.

...и радости После «Старшего сына» от также камерного «Рассказа о счастливой Москве», игравшегося в том же театре драмы, можно было ждать чего угодно. Но один из лучших российских спектаклей десятилетия, поставленный тонким серьезным режиссером Миндаугасом Карбаускисом, выстоял на выезде - и это самая большая радость гастролей. Поставленный по малоизвестному роману Андрея Платонова «Рассказ...» так же крепко держится, актриса Ирина Пегова будто специально слеплена природой для роли счастливой советской комсомолки, декорации Марии Митрофановой вписываются в большую сцену без каких-то потерь. Герои спектакля буквально живут в гардеробе - на сцене ровные ряды однообразных серых пальто и прилавок, емкая метафора и советской действительности 30-х годов, и чего-то большего (Карбаускис увлечен метафизикой сильнее, чем социальным). Москва Честнова (Пегова) - пышнотелая, громкоголосая и, правда, счастливая без причины комсомолка в кумачовом платье -  воплощенное электричество, искрит радостью первых лет строительства коммунизма и верой в счастье всего человечества. Попутно, правда, расстраивает подпадающих под магнетизм ее обаятельной натуры и ярких нарядов мужчин, объясняя, что «любовь не может быть коммунизмом», а счастье человечества как-никак важнее простого-личного-человеческого. Карбаускис почти всегда ставит прозу и сам пишет инсценировки. Сложная платоновская речь с почти зримыми метафорами разложена у него, в фоменковской манере, на голоса. Персонажи говорят о себе сами в третьем лице, снуют между стойками вешалок и в конце много раз щелкают номерками по прилавку. Так озабоченная всеобщим счастьем Москва заканчивает жизнь озлобленной на мир калекой, почти с воем вспоминая, что хотела жить счастливо. Радостно, что этот этапный для Карбаускиса спектакль приехал в Самару. Когда-то нам уже привозили «сумрачного литовца» - совершенно не характерную для него «кассовую» постановку с Безруковым, «Похождение», и казалось уже, что этим знакомство Самары с Карбаускисом закончится.

Предлагаемые обстоятельства Что до «Женитьбы Фигаро», то тут без неожиданностей. Идущий на основной сцене МХТ спектакль не только прекрасно уместился на новой сцене Оперного со своими немаленькими декорациями, но еще и неожиданно точно вписался в пышные интерьеры отстроенного театра, порадовал самарцев знакомыми лицами Олега Табакова, Сергея Безрукова и Марины Зудиной и сделал гастролям основную кассу. Постановка радует глаз публики лестницами и мостиками с резными перилами и пышными барочными костюмами Александра Васильева. Настоящие открытия в постановке Константина Богомолова, впрочем, тоже есть. Например, Сергей Безруков, неожиданно изящный и легкий в роли Фигаро. Но вот что нужно обязательно сказать. Это если судить по гамбургскому счету и смотреть хорошие спектакли на родных московских сценах, можно увидеть все изъяны гастролей. А если посчитать, сколько вообще привозят к нам за сезон репертуарных постановок и сколько из них стоят того, чтобы купить билет, нужно еще раз порадоваться, что «Табакерка» приехала с самыми масштабными с 2003-го гастролями. И вот тут уже, право, не знаешь, печалиться или нет, что обстоятельства не располагают быть сильно привередливыми.

Комментарии

Константин Богомолов, режиссер: - Сказать, что я испытываю какие-то особые чувства в связи с тем, что работал в Самаре и теперь приехал с гастролями, - лукавство. Есть волнение, есть чувство ответственности. Впрочем, как и при любых гастролях. «Старший сын» уже игрался на больших площадках, в частности, на площадке Театра имени Пушкина в Москве (700 мест), и проходил успешно. Сказать, что перемена мест для спектакля такого рода, спектакля интимного, проходит безболезненно - нельзя, но одновременно спектакль парадоксальным образом что-то приобретает от игры на больших площадках. Так что минусы компенсируются плюсами. Если бы я мог, я бы привез еще, и еще, и еще спектаклей - и не только своих - просто чтобы полнее показать палитру репертуара «Табакерки».

Татьяна Ефремова, КТА «ТЕ Арт-Шоу»: - Гастроли удались, и это не только мое мнение. Конечно, перед спектаклями мы все очень волновались - как встанут на сцене декорации, будет ли все видно и слышно зрителю. «Женитьба Фигаро» хотя бы рассчитана на большую площадку, декорации для нее делались под сцену МХАТа. А вот другие два спектакля обычно играют на маленькой сцене «Табакерки». К счастью, «маленькие» спектакли отлично вписались в пространство театра драмы, а о «Женитьбе Фигаро» нечего и говорить. Сам Табаков, когда увидел зал театра оперы и балета, сказал, что декорации выглядят здесь даже лучше, чем во МХАТе. И действительно - они смотрелись как продолжение стен, настолько стиль и цветовая гамма повторяли те, в которых выдержан зал. Уверенно могу сказать: первый гастрольный спектакль в Театре оперы и балета прошел на достойном уровне. Надеюсь, не хуже получится и с мхатовским «Гамлетом», который мы скоро туда привезем.

Денис Бокурадзе, актер театра «СамАрт»: - Я попал только на один спектакль, «Старший сын» по Вампилову. Порадовала скрупулезная режиссерская работа, отсутствие поверхностности и невнимательного отношения к деталям, которыми часто грешит современный театр. Очень интересным мне показалось решение сценографии: справа одно пространство, слева - другое, а дальше, когда история разворачивается, когда действие запутывается все сильнее и сильнее, пространство начинают ломать, соединяют правую и левую стороны в единую систему, уже не различишь, где подъезд, где квартира. Это удивительным образом создает ощущение смешения и времени, и сознания, отчего вся история выходит на иной, более высокий уровень. Если говорить о минусах, мне показалось, что для Юрия Чурсина Бусыгин - не его роль».



www.vkonline.ru/77389/article/iz-podvalchika-na-chaplygina.html

театральное, Волжская коммуна, тексты, Табакерка

Previous post Next post
Up