Выложу текст 2009 года про спектакль Виктюка "Мастер и Маргарита", вчера вновь показанный в Самаре)
Чума на оба ваших бюста
В ближайшие месяцы Театр Романа Виктюка приедет в Самару еще не
раз. Череда гастролей известного коллектива началась в понедельник: в
театре драмы самарцы увидели «Мастера и Маргариту». Спектакль совсем не
новый - поставлен в 2001 году, - но мог бы быть и постарше. Такое
разбрасывание бюстов вождей устарело лет двадцать как.
Виктюк написал по поводу булгаковского романа пьесу с
подзаголовком «Сны Ивана Бездомного». От первоисточника с легкой руки
режиссера остались какие-то куски, преимущественно из первой половины
книги. Действие начинается вроде бы подробно и степенно: Иван Бездомный
в сумасшедшем доме, разговор на Патриарших, кусок разговора Иешуа
(Дмитрий Малашенко, играющий Бездомного) и Понтия Пилата (исполняющий
роль Мастера Дмитрий Фадеев), встреча Бездомного с Мастером... И тут же,
комкаясь, спускается на тормозах: кратко о любви Мастера и Маргариты,
бал (об этой песне отдельно), освобождение Мастера по просьбе Маргариты,
финал. Уф-ф.
Все остальное - от самого Виктюка. Традиционные
«придыхательные» голоса в микрофон - особенно хорош, как всегда, голос
премьера труппы Дмитрия Бозина (Воланд), монотонное чтение текста, голые
мужские торсы (особенно хорош - см. выше), элементы балета, чувственные
жесты, громкая музыка к месту и так далее... Маргариту, правда, играет
актриса Екатерина Карпушина, хотя у Виктюка мог бы и кто-нибудь из
мужского состава. Но странно даже не это. А то, что эстет и декадент
Виктюк вдруг решил подпустить в спектакль социальности. Почти всю сцену
занимает пирамида-тетраэдр, заполненная позолоченными бюстами Ленина и
серебристыми Сталина (художник Владимир Боер). На балу все надевают на
головы эти бюсты. Должно, видимо, означать разгул злых сил. Но выходит
смешно.
Еще один бюст Сталина победно и неестественно высовывает язык
(кажется, что вождь попытался съесть пионерский галстук - но не вышло) и
маячит на сцене весь спектакль. Что могло быть новым и актуальным в
глубокую перестройку, но никак не в 2001-м, когда Виктюк ставил роман.
Будь
постановка чуть более внятной, тут можно бы углядеть своего рода
актуальность: интерес к Сталину, как известно, переживает в нашей стране
ренессанс. Но я не могу даже со всей определенностью утверждать, что
Воланд у Виктюка - это Сталин. Дмитрий Бозин, великолепный стройный
красавец с черно-белым гримом и в облегающем черном костюме громким
шепотом читает в микрофон тот булгаковский текст, который ему оставил
Виктюк, пластично двигается и присутствует почти во всех сценах
спектакля (тут, может, что-то про инфернальность, но тогда все спектакли
Виктюка про нечистую).
В остальном социальная острота выразилась в
энкаведешных шинелях (в такой ходит, в частности, профессор Стравинский)
и звукоряде: то советских песнях, которым с особым энтузиазмом
подпевает Бездомный, то подлинных речах избирателей времен Сталина со
славословиями в его честь, а под занавес и голос самого Сталина включат.
Еще то и дело возникает немногочисленная массовка (она же свита
Воланда) в белых майках и черных шортах.
Напрягшись, можно
догадаться, что речь о страшных 30-х годах, когда происходит действие
«Мастера и Маргариты», - только булгаковская Москва все же сложнее и
гораздо интереснее, чем в спектакле. Не говоря уже о том, что сводить
роман к репрессиям и сталинизму - просто кощунство.
Откуда у такой
трактовки ноги растут, понять легко. Виктюк сделал себе славу как
эпатажный режиссер. Он такой и в жизни - остроумный, в умопомрачительных
пиджаках, на всю Москву известный невероятными записями на
автоответчике. Только вот ни сплавом драмы с балетом, ни голыми торсами,
ни гей-мотивами на сцене теперь никого не удивишь. И в «Мастере и
Маргарите» режиссер попытался сесть на два стула, поперчив свой эстетизм
социальной остротой. Но не приземлился ни на один. Бог с ними, со
смыслами - от Виктюка, в конце концов, ждут, чтобы он сделал нам
красиво. Но даже в традиционных виктюковских ходах тут нет должной
эффектности. Если в «Саломее» манерности казалось просто чересчур много
(Уайльд в литературе увлечен ею не меньше, чем Виктюк в театре, и два
декадента так хорошо спелись, что спектакль оказался до зевоты насыщен
«красивостью»), то в «Служанках» эта режиссерская манера была
великолепна, поражала красотой страстной игры в любовь и смерть, с
танцами и отточенно-балетными жестами. В «Мастере и Маргарите» нет этой
красоты. Как мог завзятый эстет выпустить в своем спектакле такую Геллу,
- с ужасающим бюстом, ярко-крашеными волосами, лопатой и противным
голосом? Где дыхание страсти, эротичные танцы, скульптурные позы?.. К
ним приближается разве что Бозин. И половину двухчасового спектакля (вот
ведь странность!) удивляешься, какие же длинные речи написал своим
героям Булгаков.
От классического Виктюка в «Мастере и Маргарите»
осталось много громкой музыки и хорошие актеры. Публике хватает и этого:
заполненный до потолка зал Драмы аплодировал стоя. У нас, по меткому
замечанию коллеги, вообще не любят сидеть, когда на сцене кто-то
кланяется, но тут дело в другом: поклонникам Виктюка хватает и слабых
намеков на его стиль.
25.11.2009