Рязанов

Nov 09, 2012 19:51

...а у меня вот, кстати, осталось неприятное впечатление от встречи с Рязановым в 2007 году. То ли, потому что он как-то был бесконечно чем-то недоволен, все полтора часа, то ли то, что он говорил, так не сходилось с показанной в тот же вечер премьерой его фильма (ну если вы видели "Андерсен. Жизнь без любви", то понимаете). Так или иначе, образ классика советского кино тогда сильно порушился. Видимо, не со всеми талантливыми знаменитостями стоит встречаться. Или стоит встречаться вовремя.

Повешу расшифровку той встречи. Старый "Репортер", март 2007-го.

ПерсонаЭльдар Рязанов: «Альянса с датчанами не получилось»Эльдар Рязанов приезжал в Самару представить свой новый фильм - «Андерсен. Жизнь без любви». Возможно, это последняя картина мэтра отечественного кино - деньги, по словам Эльдара Александровича, выбивать все труднее. На творческой встрече со зрителями режиссер говорил о Самаре, Андерсене и жизни.Первая реплика
  • Я дожил до таких лет, что не говорю льстивых слов и леплю правду-матку. Такой маленькой аудитории у меня не было еще ни в одном городе. Я, конечно, понимаю, что те, кто собрался - это соль Самары. Но если вы пришли посмеяться, я должен вас огорчить: «Андерсен» - не комедия, это фильм, который можно назвать драмой, трагикомедией, фантасмагорией - как хотите. Там есть и смешное, естественно, иначе я был бы не я, но тем не менее это картина серьезная, которая требует усилий серого вещества головного мозга.


«Рейзен пел Сусанина с орденом Ленина»
  • Что для вас Самара? Где в нашем городе вы жили?
  • Самара для меня - это родина. Мама приехала сюда меня рожать, потому что в Куйбышеве жили ее сестры - их было шестеро. Она родила меня, выписала метрику, которую мне подарили десять лет назад. И когда мне был месяц, увезла. Потом мы сюда приехали в эвакуацию, мама и мой младший брат, потому что война застала нас в Тбилиси, где мой отчим должен был строить какие-то заводы. Брату был год, мне 12 лет. Из Тбилиси через Астрахань и Сталинград мы поехали в Куйбышев.
Жили мы на улице Фрунзе,120, это наискосок от Филармонии. Внутри дома я не был давно. Видел, что он покрашен в новый цвет, на окнах, какие-то решетки красивые, там какое-то учреждение, наверное.В Филармонии тогда играл Театр оперетты, я раз 17 смотрел «Сильву». В Куйбышеве в эвакуации был Большой театр, я ходил на многие спектакли. Мы записывались в пять утра не только потому, что так любили оперу - Рейзена, Барсову, Козловского. В то время была карточная система, а в театре за деньги можно было купить настоящее довоенное московское пирожное. Большой не привез декораций и костюмов, поэтому оперы шли в концертном исполнении. Рейзен пел Сусанина с орденом Ленина и во фраке- Много декораций к фильму "Андерсен" сделал Сергей Февралев - самарский художник и музыкант. Было ли его появление в кинокартине случайным?- Это замечательный, очаровательный человек, очень талантливый, очень нами любимый. Сережа Февралев - и художник, и музыкант, прелестный парень. Он готов был все время что-то делать. Я знаю, что он самарец, но он не поэтому мне дорог. Нельзя же гордиться тем, что ты родился в Самаре или тем, что ты родился во вторник. Я рад, что Февралева здесь знают и помнят.«Только я знаю, что было на самом деле»- Почему у картины такое название?- Первое название фильма было «Андерсен. Фантазия на тему». Но потом, когда начали переводить на английский язык, поняли, что это не очень красивое название, а надо все-таки к фильму привлечь внимание публики хоть чем-то, поэтому его назвали «Андерсен. Жизнь без любви». Это картина, в которой правда и вымысел переплетаются довольно причудливо. Кроме меня, пожалуй, никто не может сказать, что было на самом деле в жизни Андерсена, а что придумано мною и моим соавтором по сценарию Ираклием Квирикадзе.
  • История про короля Дании, который в 1940 году надел желтую звезду вместе с евреями, вымышленная?
  • Это любопытная история, потому что в Дании есть две точки зрения: одни говорят, что история была на самом деле, другие считают ее вымыслом. Но даже в этом случае она имеет под собой реальное основание. Потому что королем в Дании был Кристиан Х, человек очень благородный. Он абсолютно датчанин по крови, но когда началась оккупация, стал посещать синагогу. Когда назначили акцию депортации, один немецкий офицер - ему, кстати, поставили в Израиле памятник - сообщил датским властям дату. И 8 тысяч евреев, которых должны отправить в Дахау, датчане за три ночи перевезли в нейтральную Швецию. А 500 человек не были предупреждены, они поехали в лагерь, и король взял их под свое покровительство. И в результате в Дахау не погиб ни один из тех депортированных датских евреев.
  • Был ли показан фильм в Дании?
  • Нет, поэтому как его воспримут там, я понятия не имею. Вообще с датчанами, к сожалению, альянса не получилось. Мы привезли сценарий, перевели и предложили его - это было в дни празднования 200-летия Андерсена. Но выяснилось, что мы приехали поздно, все деньги уже истрачены, и ничем нам помогать не стали.
Мы собирались там снимать, потому что датчане очень берегут свою историю. В городах есть музеи под открытым небом, куда свезены старые здания - 17, 18, 19 веков. Там проведены улицы, каналы, дома обставлены соответственно тому, кто в них - бургомистр, сапожник или печатник. Каждый дом оснащен посудой, утварью - в них просто можно жить! Но когда выяснилось, сколько стоят съемки в таком музее, мы поняли, что нам это не светит. Кроме того, там ничего нельзя было подвинуть. Все было сделано, как говорится, для иностранцев. Все чисто, ни одной пылинки, хотя они жили так же, как и мы в начале 19 столетия. У датчан тоже были уборные на улицах, колодцы. Разница заключалась только в том, что поскольку они давно вырубили свои леса, дома там были каменные, а у нас - деревянные.Экспедицию в Данию пришлось отменить, и все декорации, сделаны нашей замечательной художницей Людмилой Кусаковой. Она очень крупный художник, оформляла «Всадник по имени смерть», «Волкодав».«В Андерсене все перепутано»
  • Почему у вас такой мерзкий молодой Андерсен?
  • Он, по-моему, не мерзкий, он гадкий. Он гадкий утенок. Ведь можно было подобрать красавчика, но я считаю, что это находка и Станислав Рядинский станет очень крупным артистом. Он пластичен, невероятно работает с мимикой, со словом. Я уже не говорю о том, как они похожи - старший Андерсен-Мигицко и младший.
Вы понимаете, ведь Андерсен - человек неоднозначный. Он действительно с детства был уверен в своей гениальности, у него действительно были какие-то проблемы со слезоточивыми железами, он чуть что, принимался реветь. Взрослого Андерсена было играть в чем-то легче, потому что за его плечами стояла писательская слава, а за молодым - ничего. Он просто такой мальчик-зазнайка, слезливый, порывистый, истеричный. И поэтому если он у кого-то вызывает временами неприязнь, то это очень правильно, потому что он и должен быть таким. У него действительно был дивный голос, такой, как у Робертино Лоретти. Вообще здесь очень много вещей, которые были на самом деле. Встреча молодого юноши, сына прачки и сапожника, с принцем - была. Сцена на ткацкой фабрике, где его раздели, чтобы проверить, мальчик он или девочка - была. Это взято из его мемуаров. И его на самом деле угораздило влюбиться в Йенни Линд - самую популярную певицу 19 столетия, «шведского соловья».
  • Как и где вы нашли такого замечательного Андерсена-подростка? (смех в зале)
  • Замечательно! Я сначала вообще думал, что все сыграет или один молодой артист, или старый. Но выяснилось, когда мы делали пробы, что молодой не может показать возрастную мускулатуру, пластику, а старому не хватает живости. Было понятно, что нужно искать двух артистов. Сергей Мигицко пробовался на роль Мельхиора, главы еврейской семьи. Но когда он вошел, нескладный, экстравагантный, экзальтированный, смеющийся, такой красивый и некрасивый, приятный и неприятный - все в нем перепутано, как это и должно было быть в Андерсене, - я сказал: ребята, это ж Андерсен! Хотя съемочная группа была против того, чтобы снимался Сергей Львович. Я тут уперся, настоял и очень доволен его работой.
  • Правда ли, что вы громко кричите на артистов во время съемок?
  • Я на артистов вообще не кричу. Если мне актер не нравится, я его просто потом больше никогда не снимаю. Кричать - это значит сорвать съемку. Артист, значит, не сможет сыграть то, что я от него хочу, он не сможет передать каких-то тонких душевных нюансов, которые от него требуются. А на второго режиссера, оператора я могу покричать, потому что я человек вспыльчивый.
«Стыдно, когда хвалит дурак»
  • Правда ли это ваша последняя картина?
  • Если будут деньги, я, конечно, могу снять фильм, но обивать пороги, подвергаться унижениям, обещаниям - это уже без меня. Скорее всего, последняя, потому что деньги достать очень сложно.
  • Как вы относитесь к кинокритике в целом и критике в свой адрес?
  • Вообще-то я считаю, как многие, что критики - это неудавшиеся режиссеры, или сценаристы, или актеры. Но если я вижу, что критик по крайней мере не глупее меня, то отношусь к нему с большим уважением. Ругают меня, хвалят ли - это сейчас для меня не главное. Когда я читаю статью, написанную дураком, где он меня хвалит, мне становится стыдно, я краснею. Я не хочу сказать, что получаю большое удовольствие от критики, которая меня ругает, но если это делает умный, серьезный критик, то это для меня очень важно.
- Почему вы разрешили Тимуру Бекмамбетову снимать "Иронию судьбы-2"?- Это печальная история, потому что в 1994 году пришел один человек и предложил купить права на римейк "Иронии судьбы". Мы жили тогда очень плохо, и поэтому Эмиль Брагинский, соавтор "Иронии судьбы", спросил: ты будешь делать римейк? Я сказал: да ни за что! И мы продали права. Человек покупал для Америки, но не смог приспособить этот сюжет там. И тогда он раздробил права и продал кому-то сюжет, кому-то характеры, кому-то диалогиА сейчас - руководитель Первого канала пытался меня уговорить, но не смог, и после этого фильм стал делать Тимур Бекмамбетов - вот и все.- Комментируя картину "Изображая жертву", вы говорите о том, что ненавидите поколение невежественных мальчиков и девочек?- Я не ненавижу, я просто удручен, когда сталкиваюсь с вопиющим невежеством. Это картина очень жесткая, жестокая, страшная, но талантливая. Ее смотреть неприятно, потому что она говорит горькую, колючую правду прямо в глаза.
  • Сколько стихов вы написали за последний год?
  • Немного, всего два-три. Я делал одну картину, из нее перешел в другую. Правда. в "Андерсене" есть пять песен. Четыре написал я: это обе песни Йенни Линд, "Молитва нищих" и песня, которую поет молодой Андерсен у мадмуазель Шаль - "Любовь я искал на чужой стороне".
Сейчас я вам прочту пару стихотворений. Как я обычно говорю: "Съемка закончена, давайте разойдемся, пока не начался мордобой".

культурное, архив, Репортер, Эльдар Рязанов, 2007, люди, мысли вслух, кино

Previous post Next post
Up