Про вечер памяти Амелина

Nov 07, 2012 17:00

В драмтеатре вспоминали "большого русского артиста" Александра Амелина
В понедельник, 5 ноября, в Самарском театре драмы дважды показали программу, посвященную юбилею заслуженного артиста России Александра Амелина. 4-го числа ему исполнилось бы 50. К сожалению, юбилейный вечер стал вечером памяти.

Год спустя
Если я пойду дальше по вот этому центральному проходу и выйду из зала направо, то окажусь как раз у того кресла, на котором ровно год назад, в начале ноября 2011 г., в последний раз видела Сан Саныча (так уважительно-панибратски называли его в труппе). В антракте вечера, посвященного юбилею Театра драмы, я буквально наткнулась на сидящего Амелина и решила, воспользовавшись случаем, записать комментарий. "Я пришел сюда в 1984 г., после окончания Щепкинского училища. Это мой единственный театр. Я надеюсь, что тоже успел стать частью его истории (хорошей или плохой - другой разговор, у нас же на вкус и цвет товарища нет). Но я с удовольствием готов вложить в эти 160 лет часть моей жизни и ни секунды не жалею о том, что переступил порог этого театра. Это моя жизнь", - говорил тогда Амелин.
Кто бы мог тогда подумать, что сегодня эти слова будут звучать подведением итогов всей жизни артиста.



Ни о каких серьезных проблемах со здоровьем Амелина я тогда не знала - мне сказали через несколько дней, а всем зрителям - уже в мае, когда потребовалось собирать деньги на лечение. И даже тогда никто еще не думал, что юбилейный вечер может стать вечером памяти. Амелин не выходил на сцену полгода, но все ждали его возвращения. Увы. Есть высшая Режиссура...

Оживить в памяти
"Когда Саша узнал о том, что собирают средства на его лечение, он очень переживал. Он по натуре совестливый человек и все время спрашивал: как же я буду благодарить тех, кто мне помогал? А потом сказал: я буду играть бесплатные спектакли. И вот сегодня на этой сцене Саша снова играет для вас", - предварила вечер вдова артиста Инна Амелина.
Инна поблагодарила всех, кто так или иначе помогал Амелину и продолжает помогать его семье. Список был длинный: зрители, пришедшие на вечер, руководство театра, города и области, коллектив Драмы, врачи... Позже на сцену поднимались 7-летняя дочь Амелина Маша и сын Александр, продолжатель династии, артист московского Театра им. Моссовета. Было много фотографий: Амелин с грудной Машей, Амелин - молодой (сын сегодня - одно лицо с ним), родители Сан Саныча...
И Сан Саныч действительно играл, снова играл в спроецированных на задник видеозаписях спектаклей. "Розенкранц и Гильденстерн", "О мышах и людях",  "Сага о маленьком дяденьке", "Чужой хлеб", "Доходное место", "Панночка", "Душечка", "Венецианские близнецы", "Академия смеха", "Амадеус", "Лес" - только то, что показали на вечере, что осталось на пленке, а всего ролей у Амелина было около 50 за 27 лет работы в этом театре.
Сцену оформили стульями, на которых он сидел, и костюмами, в которых он выходил на сцену. Вячеслав Гвоздков со свойственной ему экспрессией рассказывал, как Амелин перед его приходом в худруки уже хотел сменить профессию. А он, Гвоздков, оказавшись в Самаре, наконец-то нашел артиста на роль Ленни в пьесу Стейнбека "О мышах и людях".
Гвоздков здесь не лукавит: с этой роли (кто видел - не забудет) действительно началась новая жизнь и у артиста Амелина, и у театра (Гвоздков тогда "взял" город этим спектаклем). Амелину выпал шанс, который бывает не у каждого талантливого артиста: встретить "своего" режиссера и руководителя, человека, поверившего в его гениальность. Амелин тогда по-настоящему "зазвучал" и раскрылся, развернулся во всю ширь своей мощной натуры и успел сыграть еще много важного: Маслобоева в "Униженных и оскорбленных" и Юсова в "Доходном месте", Сальери в "Амадеусе" и Несчастливцева в "Лесе"... Оживить эти роли в памяти или восполнить пробелы (я, например, так и не успела увидеть его Пса в "Саге о маленьком дяденьке") можно было в понедельник в Драме.

Большой русский артист
О каждой из ролей рассказывали коллеги артиста: режиссеры, партнеры и друзья. Вячеслав Гвоздков, Валерий Гришко, Валерий Мелешин, Светлана Хумарьян, Иван Морозов, Олег Белов, Денис Евневич, Герман Греков, Людмила Федосеева, Нина Лоленко, Жанна Романенко, Александр Кузин, Евгения Аржаева вспоминали смешные и трогательные эпизоды из личной и профессиональной жизни артиста. Как любили дарить друг другу подарки, как подкалывали на спектаклях, с каким вкусом и удовольствием играл Амелин в капустниках, каким он был упрямым и каким потрясающим чувством юмора обладал...
Все то, что вспомнили бы, наверное, и на обычном юбилейном вечере. Все, что сейчас звучит немного иначе. Как воспоминания, как посвящение памяти. И был один особенный момент в этот вечер. Почти все аплодисменты, звучавшие в понедельник в Драме, предназначались Сан Санычу. Но когда о нем вышел говорить Олег Белов, сам проходящий сейчас реабилитацию после тяжелой болезни, аплодировали не только его живому рассказу об Амелине (Белов и Амелин были, как справедливо говорил о них режиссер Валерий Гришко, уникальным актерским дуэтом), но и его собственной стойкости.
... А под занавес Амелин кланялся - кланялся с экрана во всех своих ролях поднявшемуся с мест залу. Он был прав тогда, год назад - он действительно стал частью истории этого театра. Этого города. И очень большой и важной частью. "В этом городе работал большой русский артист", как точно сформулировал режиссер Александр Кузин.

Александр Амелин (4 ноября 1962-19 июля 2012) - заслуженный артист России. Родился в Ростове-на Дону. После окончания театрального училища имени Щепкина в 1984 г. приехал в Куйбышев, в академический театр драмы имени М. Горького, ставший единственным в его жизни. За четверть века сыграл около 50 ролей из мирового репертуара, русской классики, современной драматургии. Поворотной в творческой судьбе артиста стала роль Ленни в спектакле "О мышах и людях", отмеченная наградами на театральных фестивалях. Затем последовали Тропачев ("Чужой хлеб"), Сальери ("Амадеус"), Юсов ("Доходное место"), Несчастливцев ("Лес") и другие. Преподавал в Самарской государственной академии культуры и искусств и на целевых актерских наборах при театре.

Оригинал на "Волга Ньюсе"

И вот еще расшифровали воспоминания коллег

"Волжская коммуна", театральное, память, тексты, Самарский театр драмы, Самара, Амелин

Previous post Next post
Up