Jul 11, 2012 16:39
Наш текст про Грушинские - моего, собственно, вот эта часть, остальное можно дочитать на сайте)
До первого поста
Начинается все, конечно, с того, что в пятницу мы не успеваем на последнюю электричку (а она перед фестивалем по-прежнему в седьмом часу вечера). Потом не успеваем на автобус до Прибрежного. И остаемся на Московском шоссе ловить машину. "На Грушу, что ли?" - спрашивает парень из притормозившего "Логана". К гадалке не ходи - конечно, с таким-то рюкзаком. Ах, да, вообще-то на Платформу, но кто же ее так называет? Для всех это "Грушинский на Мастрюках". Договариваемся до Прибрежного за какие-то смешные деньги. По дороге молодой человек рассказывает, как ездил на Грушу шесть лет подряд, пока позволяла работа. А я смотрю на него и все пытаюсь понять: с чего же он взялся нас везти? Уж точно не из-за денег. И вряд ли из одного удовольствия поболтать - обсудив все общие темы, вторую половину дороги мы едем молча. И не от большой праздности - явно ехал домой, звонит жена, обижается: "Я тут ребят на Грушу подброшу, я не скоро" - "А кто мне велосипед занесет?" - "Ну сама, наверное". А где-то на подъездах (молча довозит нас почти до Поляны вместо Прибрежного) шутит: как бы не остаться вот так внезапно на Мастрюках, как уже было однажды. У первого поста ГАИ высаживает нас и уезжает - вдохнув воздуху, вспомнив юность. Воздух на Мастрюках, конечно, не тот, что раньше. Я все думаю, как удивился бы человек, не бывавший на фестивале с 1970-х, покажи ему сегодняшнюю Поляну. Столовая с круглосуточной очередью, вай-фай в кафе, платные биотуалеты по всей территории, ярмарка с киоском "Крошки Картошки" и костры, конечно, тоже - но уже не у всех, можно обойтись и так. Можно даже сходить в душ на расположенноую прямо на Поляне турбазу для гостей. Цивилизация наступает, и понятно, что однозначного отношения к этому не будет никогда: найдутся как возмущенные, так и любители ходить в цивилизованную уборную. Радует, что, по сравнению с 2006-м годом (тогда прошел последний единый Грушинский), случайных людей, которым все равно, где напиться, кажется, меньше - пропорционально уменьшению общего числа посетителей фестиваля. Программа же все разнообразнее и разнообразнее. Мощный образовательный блок с лекциями и мастер-классами, немыслимое число сцен, демократичное отношение организаторов к программе (никаких репрессий по поводу "эти барды - эти не барды") приводит к тому, что на Поляне, помимо собственно авторской песни, границы которой тоже теперь размыты, можно послушать этническую музыку, джаз, симфонический оркестр и еще бог знает что. На небольшом пятачке в два часа дня в субботу в одном шатре ижевская группа "Птица Тылобурдо" рассказывает об удмуртских народных песнях, через несколько метров автор и исполнитель Псой Короленко учит грамотно употреблять мат, иллюстрируя теорию примерами из своего творчества. Еще через несколько шагов от этой сцены - ярко-оранжевая палатка технического музея из подмосковного Троицка, здесь показывают опыты из "занимательной физики". Через дорогу палатку с яркими ткаными сумками и вязанными из шерсти лам кардиганами развернули настоящие перуанцы. И это только сто квадратных метров - несколько звуков из мощной полифонии фестиваля на Мастрюках.
"Волжская коммуна",
Мастрюки,
тексты,
репортажи,
Грушинский,
времена года