Все тайное становится явным
Любая кризисная обстановка делает еще очевиднее вещи и без того явные, а скрытое выталкивает на поверхность. В чем можно убедиться, глядя на нашу культурную жизнь в эти неспокойные месяцы.
Теперь можно, например, убедиться, что уроки мировой литературы и кинематографа не усваивают даже те, кто эту классику, собственно, и создает. Не будем даже сейчас о некоторых деятелях культуры, которым, честное слово, лучше порой жевать, чем говорить, чтобы не портить себе страничку в будущих энциклопедических справочниках (как человек, чьи фильмы входят в культурный фонд страны, может осыпать оскорблениями значительную часть своих же зрителей, понять невозможно). Но и менее именитые деятели, воспитанные на пресловутой классике, могли бы, например, вспомнить что-нибудь про толерантность и про уважение к людям, позиция которых отличается от твоей собственной. Нет, подвергают друг друга проклятиям и остракизму обе стороны, и не дай бог попасть на язык либеральной части культурной общественности.
С другой стороны, нет худа без добра. Не случайно «Русский репортер» выпускает текст с подзабытым заголовком «С кем вы, мастера культуры?», выстраивая всех высказавшихся по актуальному вопросу на своеобразной шкале - от сторонников власти до ее противников. Внезапно всплыло вроде бы поросшее мхом понятие «интеллигенция», о котором в эти годы вспоминали чаще в связи с финансовым вопросом, чем с какими-то другими. Небогатая прослойка занятых умственным трудом сограждан - примерно это подразумевалось под «интеллигенцией» до недавнего времени. Сколько моих комментаторов к разным текстам о театральной жизни Самары говорили, что интеллигенция не может позволить себе дорогих билетов на гастролеров...
И вот теперь вдруг оказалось, что всех интересует, кто из культурного сообщества «на чьей стороне». Вопрос бурно обсуждается в соцсетях, даже у не заявлявшего никогда прежде о своих взглядах Сергея Безрукова оказалась позиция «по текущему вопросу», чудеса да и только.
Дальше - больше. Пресловутая интеллигенция оказалась зубастой и способной заткнуть за пояс таких монстров демагогии, как Никита Михалков - гуманитарии с гордостью за свои дипломы несколько дней обсуждали, как кандидат филологических наук Ирина Прохорова уложила на обе лопатки Никиту Сергеевича в дебатах по проблемам отечественной культуры. Немаловажной новостью оказалось и то, что сестра одного из главных российских миллиардеров возглавляет чуть ли не самый «снобский» гуманитарный журнал - «Новое литературное обозрение». В нашей стране дикого капитализма это прекрасное и важное открытие. За те годы, что страна обсуждала другие вопросы, обстановка поменялась. Исчезла пропасть между экс-«малиновыми пиджаками» и интеллектуалами, и, кажется, возникшие разговоры про «креативный класс» действительно имеют под собой почву.
Что отрадно, при всем накале страстей в очередной раз подтвердилось, что театральное сообщество в нашей стране - одно из самых сильных и крепких (театр - дело коллективное, куда деваться). Это было видно и раньше в таких же острых ситуациях, когда, например, в 2009-м Минкульт попытался назначить в РАТИ (ГИТИС) ректора с сомнительной биографией, или в прошлом году, когда потребовалось срочно собрать большую сумму на лечение тольяттинского драматурга Вадима Леванова. Теперь же оказалось, что в сообществе есть свои праведники, без которых не стоит село. Люди с безупречной репутацией, за которых театральные и околотеатральные люди готовы перегрызть друг другу глотки и взорвать фейсбук - примерно это случилось с Чулпан Хаматовой, чье имя звучало на прошлой неделе чаще, чем имя скончавшейся в то же время Уитни Хьюстон.
Со всей очевидностью обнаружилось и еще одно обстоятельство. Происходящее заботит всех, но далеко не все готовы «делать искусство» о том, что их волнует. Один и тот же человек будет говорить вам, что беседы на «возвышенные» темы на фоне происходящего никому не интересны, и он же скажет, что в своем творчестве стремится уйти от всяких мало-мальских намеков на актуальное. И дело здесь не в личностях, в конце концов, не всем же, правда, поднимать злободневные темы - а в том, что в сегодняшней ситуации снова обнажилась больная мозоль нашего искусства, и театра - увы, увы - в первую очередь. Он так прочно оторвался от жизни большинства потенциальных зрителей, что толком никак не вернется обратно, и только продолжает удивляться удручающим исследованиям половозрастного состава аудитории. А вот, например, в кино уже готовят фильм под условным названием «Митинг», а в театре - ну, может быть, сделают вербатим в каком-нибудь московском театре, не более того. Сценарий к «Митингу», между прочим, пишут известные драматурги.
http://www.vkonline.ru/160022/article/vse-tajnoe-stanovitsya-yavnym.html