2022 год завершился, значит время подвести итоги: вспомнить самое интересное и яркое из того, чем он нас порадовал. Просто смотреть кино хорошо, но возможность взглянуть на него с точки зрения литературной основы, делает впечатление намного богаче.
О громких премьерах 2022 года, сценарной основой которых стали книги.
«Пиноккио» Гильермо дель Торо. В отличие от своего собрата из сказки Алексея Толстого, который удостоился только двух фильмов, один из которых анимационный, история деревянного мальчика из сказки Карло Коллоди не отпускает именитых режиссеров. Каждые несколько лет появляется фильм, прямо или косвенно ее обыгрывающий.
«Чук и Гек» Александра Котта, снятый по дивной повести Аркадия Гайдара, на которой росли родители, бабушки с дедушками и даже прабабушки с прадедами миллениалов. А между тем с 1958 года эта история ни разу не экранизировалась. Будем надеяться, что новый фильм получился достойным воплощением одной из самых добрых книг о том, что: «Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю».
«Дюна» Дени Вильнева снята не просто по известному, но культовому шедевру мировой фантастики. Одноименный роман Фрэнка Герберта также уже экранизировали в прошлом, но в отличие от предыдущего фильма, новый - не ремейк, а бережный к исходному тексту и виртуозно исполненный разговор о современности. Во всём: от продуманного до мельчайших деталей мироустройства Арракиса, изощренных политических интриг, сложных межличностных отношений - видна рука мастера. Фильм снят на высочайшем изобразительном уровне, захватывает эмоционально и радует эстетически. Есть что посмотреть, есть над чем подумать.
«Сядь за руль моей машины» режиссера Юсукэ Хамагути снят по рассказу Харуки Мураками из сборника «Мужчины без женщин» - приз Каннского фестиваля за лучший сценарий. От первоначального произведения осталась лишь тема театрального деятеля (в рассказе актера, в фильме режиссера), который не может больше водить машину из-за болезни глаз и нанимает в качестве водителя молодую женщину, некрасивую, исполнительную и аккуратную. Постепенно между молчаливой водительницей и ее работодателем возникают доверительные отношения, каждый из них рассказывает другому свою историю, находя в понимании и сочувствии собеседника утешение и прощение тому, в чём винит себя.
«Вестсайдская история» Стивена Спилберга, будучи второй полнометражной адаптацией одноименного бродвейского мюзикла - по сути осовремененная история «Ромео и Джульетты» Шекспира. Вместо двух равно знатных семейств - враждующие группировки пуэрториканских эмигрантов «Акул» против банды «белой голытьбы» «Ракет». Один из их лидеров Тони влюбляется в сестру главаря «Акул» Марию. Дальше вы, конечно, помните: «Нет повести печальнее на свете». Фильм не поражает новизной трактовок, но великолепная сценография, роскошное сценическое движение и вокал актеров не оставят вас равнодушными. Новая «Вестсайдская» - феерическое зрелище.
Кого же назвали победителями главные российские литературные премии?
Премия «Ясная поляна», которая традиционно вручается в двух номинациях: за лучшую книгу на русском языке и за лучшую переводную, где денежная премия делится между автором и переводчиком. Лучшим русскоязычным романом назван «Саша, привет!» драматурга и прозаика Дмитрия Данилова - дистопия о сверхтолерантном дивном новом мире, где однако человека могут приговорить к смерти буквально ни за что.
Лучший переводной роман - книга писателя из Китая Юя Хуа «Братья» - восхитительная эпопея, комедийная, драматическая, трогательная, в которой есть место нашим «Хождению по мукам», «Анне Карениной» и «Золотому теленку». Пусть вас не пугает китайские реалии, книга прекрасна. А перевод Юлии Дрейзис выше всяких похвал.
Но есть у «Ясной поляны» еще одна номинация, призом в которой становится поездка в Южную Корею, на родину финансового партнера и спонсора премии - концерна Samsung, и победителя в ней определили читательским голосованием. Им стал молодой дагестанский прозаик и сценарист Ислам Ханипаев с удивительным трогательным, нежным, забавным, жестким романом взросления «Типа я».
Самая народная российская литературная премия «Большая книга», за месяц до объявления победителей открывающая доступ к произведениям короткого списка читателям LiveLib, присудила первое место Павлу Басинскому - писателю, критику, литературоведу, одному из лучших специалистов по творчеству Льва Николаевича Толстого за документальный роман «Подлинная история Анны Карениной» - книгу, ставшую подлинным хитом книжного пространства нынешнего года.
Второе место у литературоведа, критика, прозаика Алексея Варламова, написавшего замечательную биографию весьма неоднозначного персонажа. Василий Розанов был одной из самых ярких фигур Серебряного века, enfant terrible творческой тусовки, словно сотканным из противоречий. Алексей Варламов, в лучших традициях биографической прозы представляет своего персонажа во всем многообразии проявлений.
Третье место у «Парижских мальчиков в сталинской Москве» историка Сергея Белякова, книги, повествующей о трагической истории Георгия Эфрона - сына Марины Цветаевой, которого в семье звали Муром. Но, помимо этого, книга рисует живую красочную и яркую панораму московской жизни конца тридцатых начала сороковых годов во множестве ее проявлений, и дарит удивительный эффект присутствия.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/news/post/112468-luchshee-za-2022-god-knigi-i-filmy-kotorye-poluchili-nagrady?utm_source=subscription&utm_medium=email&utm_campaign=films2023&utm_content=default&usid=846256767