Я очень люблю книжки с иллюстрациями Мая Митурича.
Из старых у меня только две и обе пьесы: "Питер Пэн" Барри (пер. Заходера) и "Умные вещи" Маршака (1966).
Вот из второй и выложу несколько разворотов. Игра с цветом, динамика мазков меня завораживают! Это настоящий театр в книге!
И пьеса мне понравилась - о том, как волшебные вещи: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и т.д. - попадают к людям, и только если умно с ними обращаться, они принесут радость своему хозяину.
Только что нашла замечательную статью Льва Токмакова "
С.Я.Маршак. Умные вещи" ("Детская литература", № 2, 1968. С. 64), привожу статью полностью:
Не так-то просто сделать книжку из литературного произведения, конечная цель которого - воплощение на сцене. Митурич сумел сделать пребывание пьесы в книжном переплете естественным и органичным.
Перед нами совершенно оригинальное книжное воплощение пьесы и наиболее театральное решение книги. Удивительно умно найдено Митуричем равновесие между театром и книгой - двумя стихиями, каждая из которых способна поглотить художника целиком.
Книжка построена по принципу "балагана", "ассорти", или "ревю", где к цельности приходят через разнообразие. Тут и красочные развороты и полосные иллюстрации то с белым фоном, то цветным, тут и целый набор сказочных зверей. Это не военный парад, но карнавальное шествие, организовать и дирижировать которым под силу только большому художнику. Здесь рядом с продуманной репризой искрометный экспромт или просто улыбка, но все артистично, непринужденно. Только если приглядеться, заметишь, что это буйство, казалось бы ничем из ограниченной фантазии, пронизывают логические связи.
Начать с того, что кроме основных элементов - суперобложки переплета, форзаца и титульного листа - содержимое поставлено еще в одни рамки: занавес "пролог" и "эпилог" с черным и рыжим портными.
За этим занавесом каждый книжный элемент имеет еще и другую фамилию - театральную. Нарядные развороты, предшествующие каждой картине, создают основной ритм книги. Но ведь это еще и эскизы декораций, эскизы оформления сцены!
А как разработаны костюмы, типажи, целые мизансцены в полосных иллюстрациях!
А изображения вещей. Кроме того, что это элементы сугубо книжного оформления, они же еще и эскизы для бутафорского цеха, как и второстепенные по нагрузке развороты со сказочными животными, каждое из которых только один раз упоминается в бордюре-заставке, открывающей очередную картину.
Разве это книжное украшение не имеет своим прообразом театральную программку.
По существу, кроме книжки, мы имеем оформление спектакля. Вот коротенький рассказ о замысле оформления "Умных вещей". Много еще можно написать об этой талантливой книжке. Цвет, острота рисунка, юмор, глубокое прочтение текста, исполнение - что ни тема, то отдельный разговор.
К сожалению, у меня нет суперобложки, поэтому начну с титула.
Итак:
Маршак. С. Я. Умные вещи.
Художник М. Митурич.
Худ. ред. Н. Холодовская.
Тех. ред. Т. Перцева.
М., "Детская литература", 1966. 144 С.
Формат 60 на 84 1/16
Тираж 100 000 экз.