Пока свежо в памяти после парада и всяких интервью.
Что не нужно. • Не нужна маниловщина
вроде «велополитена» - крытых велосипедных дорожек через весь город. Нет, если вы, тов. Собянин, это сделаете, то честь вам и хвала. При двух условиях: вы сделаете это в ближайшее время и протяжённость/охват этих мегадорожек будут достаточными. Кто-нибудь хоть на секундочку верит, что это будет при нашей жизни? Я лично нет, и полагаю такой проект просто отмазкой, в лучшем случае - распилом бабла. Которое случится вместо реальных нужных дел. Кстати, такой проект уже был -
в Канаде. Но и там он остался проектом. Хотя по уровню велосипедизации Торонто уже обошёл Москву на тыщу километров и с велодорожками там всё хорошо. Как впрочем и большинство европейских городов.
• Не нужна
обязательная регистрация велосипедов. Скутеры - и то сомнительно, хотя я бы обязал их водителей сдавать на права. Но велосипеды - это просто бред.
• Не нужны траты на пиар и разъяснения - не учите жить, лучше сделайте велодорожки. Тем более не нужны велосипедные нацпроекты. Лучший способ похерить что-либо, это сделать нацпроект.
• Не нужна тротуарная плитка. Я наезжаю на собянинскую «святую корову», но это правда - коль не умеете класть асфальт, и плитку правильно не положите. А если умеете асфальт, то плитка уже не так и нужна. Я регулярно прохожу по новозастланным участкам и вижу горбы и провалы. Но я прохожу - а роллеры, матерясь и спотыкаясь, проезжают. И нечего ссылаться на Запад. Копируете, так копируйте целиком, не выбирайте отдельные кусочки. Во-первых там рядом с брусчаткой частенько идут нормальные велодорожки. Во-вторых во многих странах кое-кто из нашего начальства уже давно куковал бы в местах не столь отдалённых.
• Не нужны дорожки шириной в локоть. Я не шучу, сходите в Нескучный сад и
посмотрите на этот шедевр дорожкостроения. Они ещё и двунаправленные!
Что необязательно и не в первую очередь. • Необязательны
велодорожки в парках. Поверьте, велосипедист, который через город сумел доехать до парка - сумел пробраться через все переходы, ямы, перекрёстки, смог увернуться от машин - в пешеходном парке этот велосипедист уж как-нибудь справится без вашей
неуклюжей помощи. Опять же, если на оставшиеся от нужных проектов деньги сделают и дорожки в парках - здорово, спасибо.
• Необязательны
велодорожки в спальных районах. Полезны, но необязательны. Основная проблема Москвы - не катание по дворам. Основная проблема - точка «А» часто находится за много километров и два кольца от точки «Б».
Что действительно нужно. • Нужны велодорожки вдоль вылетных трасс. Потому что из Москвы без мигалок морочно выбраться иначе как электричкой. Были бы дорожки вдоль шоссе, я бы встал на колесо, вщёлкнулся бы
в контакты, и максимум за час без проблем выехал бы из центра за МКАД. Сейчас же приходится или ехать дворами и мелкими улочками, или здорово рисковать на шоссе.
• Нужны велодорожки - хорды. Сейчас все дороги ведут через Кремль или окрестности. Как альтернатива - Садовое и Бульварное. Но центр загружен, там много людей и машин, гораздо проще было бы добираться огородами. При условии, что через эти огороды будут лежать внятные дорожки.
• Нужны загородные веломаршруты, соединённые с городскими. Город, это здорово. Но хочется на природу. Только не на такую природу, где катишь по грейдеру, а если рискуешь сунуться на шоссе, то тебя сносит в кювет незаметно подкравшимся «Камазом». Нужны маршруты и хотя бы адекватные обочины - в возможность и желание властей сделать велодорожки за городом я верю примерно как в пришествие коммунизма в следующем году.
• Нужна возможность легально и легко провозить велосипеды в общественном транспорте. Я живу на Новослободсокй и хочу поехать в Серпухов: так мне нужно пилюхать через всё Садовое, через центр, чтобы с муками добраться до Павелецкого вокзала и там со скрипом втиснуться в неприспособленную для этого электричку. И речь не только о загородных поездках. Москва огромная, но парки в ней не на каждом углу. Даже при наличии разветвлённой сети велодорожек, не все будут готовы наматывать дополнительные 30 км, чтобы полчасика катнуться по парку. А с помощью метро - поедут в парк с удовольствием. Честно говоря, я не понимаю, почему так сложно решить эту проблему. Весь мир как-то решает, а у нас свой особый путь, эксклюзивный, VIP и не имеющий аналогов. Жаль только, что этот путь в болото. Велосипеды грязные? Ну так требуйте чистоты и наказывайте за грязь, зачем запрещать вообще? Чувствуете разницу: «С грязными нельзя!» и «Вообще нельзя!»? Честное слово, я с удовольствием оботру велосипед перед метро: даже не ради соблюдения правил, а просто чтобы не мешать людям. Но снимать два колеса и упаковывать велик в веломешок… Градоправители, вы глуздом екнулись? Вы видать без мигалки в сортир не ходите, и не в курсе, какая это морока, снимать (и тем паче одевать) колёса у современного велосипеда. Особенно с дисковыми тормозами. И не в курсе, каких размеров веломешок и как приятно его с собой таскать повсюду.
• Нужна инфраструктура парковок для велосипедов: в кафе, в магазинах, в подъездах. Потому что мало иметь возможность куда-то добраться на велосипедах - нужно иметь возможность этот велосипед спокойно оставить, и вернувшись, обнаружить на месте. Я понимаю, что воровство - это ещё и менталитетная проблема, но воруют во всех крупных городах, включая европейские, а кое-что можно сделать и административно. Например, если погулять по Хельсинки и позаглядывать в подъезды, то увидите за запертыми дверями велосипеды жильцов. Льготные парковки нужны и скуттеристам: если сделать для них парковку бесплатной, как в Испании, больше народу будет пользоваться скуттерами, что очень положительно скажется на загруженности трасс и количестве свободных парковочных мест в центре.
• Нужен государственный и централизованный велопрокат по примеру скажем Барселоны. Там чел может купить абонемент на велосипед, взять свободный байк у парковочной стойки, проехать, куда нужно, и поставить к другой стойке. А специально обученные машины ездят по этим стойкам и выравнивают число великов (Барселона расположена на склоне горы и многие берут велики вверху, скатываются вниз, а обратно предпочитают ехать на метро и автобусе). Будет такой прокат, больше людей и автомобилистов привыкнет к тому, что велосипед - удобно и повсеместно, не надо его бояться.
• Нужны какие-то льготы, поощрения тем, кто пользуется велосипедами и тем, кто помогает им в этом - например, устраивает возле своего кафе велопарковку.
• Нужна дополнительная ответственность автомобилиста за ущерб велосипедисту,
как в Нидерландах. Там предполагается, что «слабые» участники движения - пешеходы и велосипедисты - нуждаются в дополнительной защите. И закон эту защиту обеспечивает: «сильная сторона» всегда ответственна за инцидент, кроме случаев, когда пешеход/велосипедист вёл себя ну уж совсем откровенно неосторожно и неправильно. Большинству водителей это может показаться жестоким, но поверьте - когда вы не защищены слоем металла и не сидите в полуторатонной капсуле, вещи воспринимаются несколько иначе. И учитывая, как наплевательски ведут себя на наших дорогах многие водители, и как много велосипедистов и пешеходов отправляется на тот свет в результате такого отношения, подобные закон нам нужен куда больше, чем голландцам.
• Нужно уважение велосипедиста к правилам и к окружающим. Обычно в статьях обличительно тычут пальцем куда-то в сторону властей и водителей, но чего греха таить, сами велосипедисты (и роллеры, и скутеристы) часто ведут себя не лучшим образом. Если ты на дороге, изволь соблюдать ПДД. Поворот налево из третего ряда для тебя запрещён, пользуйся переходами. Предупреждать о поворотах и остановках - обязательно. Фонари в тёмное время суток - обязательно. Покидать крайнюю правую позицию на дороге - нельзя. Ехать вдвоём в два ряда - нельзя, только колонна. Преимуществ при перестроении у тебя не больше, чем у другого ТС, даже если ты помахал рукой. Если перестраиваешься или объезжаешь препятствия, убедись, что никто не догоняет сзади и что твои намерения прозрачны для водителей. Увы, не всегда все правила можно соблюсти. Например, по тротуару кататься де юре запрещено, велосипед - такое же транспортное средство, и ездить обязан по дороге. Но если не ехать по тротуарам, то во многих случаях вообще не проедешь. Поэтому если уж занесло на тротуар, то едьте с максимальной осторожностью и уважением к пешеходам. Помните, вы тут нелегально и в гостях, а они полноправные хозяева. Мне многие пытаются доказать, что кататься по Москве крайне опасно. Так вот, если соблюдать правила и требования здравого смысла, то опасности минимум.
Резюмирую. Тратьте деньги на действительно актуальные, хоть и не очень понтовые вещи: сквозные велодорожки, проезд с великами в ОТ. И не надо изобретать велосипед: всё перечисленное
уже прекрасно и десятилетия реализуется в недалёких иностранных городах. Чиновники, возьмите кредит и слетайте в Хельсинки на пару дней. Никакой тайны и никакой мистики. Просто делайте, и тогда может быть в городе станет чуть больше велосипедистов и роллеров, и чуть меньше пробок.
++ В Москве планируется построить 25 км велодорожек. В Амстердаме их сейчас 400 км. Так что не отвлекаемся на глупости, догоняем.
содержание •
вся фототематика •
только фотографии •
мысли •
новости •
обзоры •
интересное велодорожки • велосипедисты • велосипеды • манифест • москва • роллеры