Навеяло декабрьским посещением одного художественного сборища.
В картине-скульптуре-фильме и прочих произведениях искусства важно не чем ты их делаешь, а что получается в итоге. Разумеется, инструмент имеет значение. Но только потому что одними инструментами выразить что-то легче, чем другими.
Но обязательно найдётся человек, который посмотрит на вашу картину, поморщится и скажет: «Нет, это надо было рисовать только кистью из шерсти рыжей белки, которая водится в Измайлово, причём шерсть с её хвоста надо вырывать только в сентябре. А все, кто рисует другими кистями, это не художники». И далее приведёт очень веские аргументы, почему именно такая кисть является единственным возможным итогом поисков любого, кто рисует: «Я сам много лет рисовал самыми разными кистями, перепробовал даже шерсть из ушей слона. Но теперь я наконец нашёл нужное». Чтобы у вас не осталось сомнений, вам покажут великолепные картины, нарисованных беличьей кистью, и мазню, сделанную другими инструментами. Также вам будет предъявлен тщательно составленный список корифеев рисования, использующих именно такие кисти. Если вы к этому моменту ещё не убежите, то на вас вывалят цитаты этих знаменитостей, и вдобавок посоветуют обзавестись палитрой из морёного дуба, растущего в восточных предгорьях Альп.
Ни в коем случае не оспаривая достоинства вышеупомянутой кисти, у вас всё-таки возникает сомнение в универсальности данного вам рецепта. И тому есть основания. Например, почему-то не попавшие в список неплохие художники, которые использовали кисти из пакли, из синтетики или даже рисовали аэрографами.
От чего же такое рвение в обращении в свою веру?
Есть три наиболее вероятные причины, почему такое происходит. По нарастающей,
- Человек не очень разбирается в стилях и жанрах. Но искренне хочет поделиться с миром своими находками.
- Человек не очень разбирается в стилях и жанрах. Но заменяет стремление к красоте и гармонии поиском «тотемов», подобно нашим предкам веря в магическую силу некоторых вещей.
- Человек в принципе в курсе, что художественный мир разнообразен. Но он продвигает свою Концепцию. Которая, при всей её важности в современном искусстве, часто служит не художественным, а, скажем так, маркетинговым целям. В частности, она отделяет «настоящих», «модных» художников (читай - носителя Концепции) от отсталых ретроградов, неспособных идти в ногу со временем. И, соответственно, недостойных хороших критических отзывов. Разумеется использование «правильных» инструментов - лишь частный случай воплощения концепции, в большинстве случаев всё гораздо сложнее.
В первом случае стоит вежливо поблагодарить за информацию и, по-возможности не переходя на крик, донести мысль про примат цели над средством. Второй случай сложнее: у вас с собеседником разные цели в искусстве и вы просто говорите на разных языках. Примите это к сведению и не сравнивайте тёплое с мягким. В третьем же случае лучше сразу убегайте - ваш оппонент всё знает и без вас, просто на рынке искусства, как на войне, все средства хороши.