Каир. Серия «Мои города»

Apr 08, 2008 02:53


Серия «Мои города. Впечатления, заметки, ощущения»
Те образы и чувства, которые остались в памяти.  Субъективные, фрагментарные, целиком мои.


Каир - город безумных водителей, недостроенных домов, тысячи мечетей и Базара. Мои воспоминания об этом огромном городе такие же сумбурные, как и он сам. Мы приехали туда на пару дней с группой наших туристов, пробродили с ними один день, а потом решили отделиться.

Впервые выйдя из отеля мы замерли в шоке перед не такой уж и широкой дорогой. Каир обрушился на нас шумным бибиканьем, бешенным потоком стареньких авто, спешашими во всех направлениях людьми. Перейти дорогу оказалось нетривиальным занятием. Впоследствии мы убедились, что эта ситуация типична для всего Каира. Регулировщики имеют там только право совещательного голоса. Светофоры - тоже. Поэтому горячие арабы, чтобы проехать перекрёсток, смотрят не на traffic light, а на других джигитов. Давят бибикалку и едут.

Звуки Каира - отдельная тема. В городе постоянно что-то звучит. Бибикают в Каире по любому поводу. Как философски объяснил нам провожатый: «Увидят девушку, побибикают, увидят машину, бибикнут. Просто задумаются, бибикнут своим мыслям.» Даже ночью то и дело раздаётся бибик - редкая машина пролетает по шоссе мимо отеля и приветствует его.

Бакшиш - слово, которое вы часто услышите в Египте. Означает «чаевые», но по моему его употребляли и как просто «дай денег». Одного из ребят нашей группы атаковали торговцы, и с криками «презент» вручили ему какую-то балалайку. Обычно, после того как товар оказывается в руках туриста, с него требуют денег. Но тут нашла коса на камень - наш человек знал арабский и хорошо ориентировался в ситуации. «Презент?» - спросил он, - «Тогда я забираю его. Какие деньги, если это презент?». Торговец завозмущался, поднял крик, но парень спокойно сообщил, что сейчас позовёт полицию, и дело было замято. «Не нужна мне эта балалайка», - сказал он, - «но это вопрос принципа! Что они нас дурят?»

«Туристическая и музейная полиция» - страшная угроза для местных. Как нам объяснили, она в большинстве случаев принимает сторону иностранца. Поэтому связываться с ней никто не хочет. И если вас везут не туда, продают не то - можете смело её звать. Часто одно упоминание о ней улаживает дело. Говорю теоретически, так как мы и без полиции прекрасно договаривались со всеми. Хотя иногда это стоило огромных усилий.

Я по прежнему убеждён, что всюду люди хорошие. Хорошие они и в Египте. Но, как и у каждого народа, у них есть свои особенности. Начнём с того, что египтян осталось сильно меньше, чем завоевавших их арабов. Поэтому именно с арабами в основном вы и столкнётесь. Но давайте я буду называть их всех египтянами. Для простоты. Итак, у египтян есть особенности. А именно:
  • Они в чём-то простодушные, как дети. Наши дамы в лёгкую динамили и использовали местных, как хотели. Проблема же в том, что после наших дам, египетский мужчина часто потерян для местных. Наши более раскрепощённые, красивые (так мне сказало по меньшей мере четверо египтян).
  • С женщинами там неважно. В силу политики Насера и жены Насера в Египте очень суровые условия для женитьбы. Насколько я помню, чтобы женится, мужчина должен предоставить жене залог в размере около ста тысяч долларов. Поправьте меня, кто знает точнее. И при разводе эти деньги отходят к жене. Поэтому женятся там поздно и не все. Остальные… Остальные перебиваются, как могут.
  • Соврать для них ничего не стоит. Как нас жестоко пытались надинамить на каждом участке пути - вспоминать грустно. «Мы не можем поселить вас с ваш отель, так как он закрыт из за терроризма». Подходим к ресепшн: «К вам можно поселиться?» - «Конечно!» - «Вы не закрыты?» - «Нет, сэр! Кто вам такое сказал!». Возвращаемся к провожатому: «Зачем соврал?» - «Я не соврал!». Ужас. Но своего мы добивались. Просто надо контролировать ситуацию постоянно и требовать своего. Не обязательно грубо, но жёстко.
  • В массе своей они бедные. И они сильно любят деньги. Для их получения очень стараются. Залезть на верблюда - бесплатно, слезть - десять баксов. Пара наших ребят три дня была убеждена, что чаевые там в размере пяти баксов, не меньше. И везде их оставляла. Узнать от нас, что их жестоко вдесятеро обманул гид, ребятам было обидно и грустно. Ещё Египет - единственная страна, где нас обсчитали в официальном обменнике и в МакДональдсе.
  • Египтяне часто хорошо знают английский и, особенно, немецкий. Немцев слушаются гораздо больше, чем русских. Причина проста - немцы настаивают на своём, русские - нет.

При учёте этих особенностей, с египтянами вполне можно иметь дело. Наши знакомые возили нас, накуривали кальяном, показывали разные места - просто потому что нам вместе было интересно.

Фотографирование. Специально пишу об этом ввиду специфики Египта. А именно - бедности основной массы населения. Когда мы наводили на что-то фотоаппарат, перед нами тут же, как по повелению волшебной палочки, выстраивалась толпа тех, кто хотел сфотографироваться, а потом стрясти с нас за это фунтики. Поэтому для комфортной незаметной съёмки пользуйтесь ZigView и подобными средствами. А также берите хорошие телевеки, чтобы снимать людей издали.

Базар. Как сказал путешествующий с нами моряк: «В жизни не видел такого количества ненужных мне вещей!». Но Базар - каирская достопримечательность. Когда нам в очередной раз попытались продать какую-то безделушку, а для завязки в сто первый раз спросили: «Where are you coming from?», мы с Диной переглянулись и ответили: «Laputa». «Ye, I love Laputa, I have friends in Laputa» - по инерции среагировал продавец, и начал убеждать нас в том, что лучше этой фигни ничего нет, и цена в двадцать пять долларов - сущий пустяк за это чудо. Мы слушали с пониманием, но отвечали исключительно на тарабарском наречии. В Симороне его называют «ясным», но для араба ничего ясного не было. «Do you speak English?» - напряжённо спросил он. «Yes», - гордо ответили мы, и продолжили общаться на «ясном». В итоге араб применил единственную доступную ему стратегию - демпинг. В конце беседы он продал нам ерундовину за двадцать центов. Возможно он отдал бы нам её и даром, в знак уважения к нашему умению торговаться.

Пирамиды. Ну куда же без них. Быть в Каире и промахнуться мимо пирамид? Жалко. Съездили на них и мы. Даже залезли внутрь по метровой высоты коридорчику. Ничего особенного я не испытал. Наверное потому что там было слишком много туристов и всё было как-то потоково… Забираться на саму пирамиду мы не стали - были наслышаны об историях, как незадачливых туристов снимали сверху с помощью вертолёта. Вверх то лезть проще, чем спускаться.

Алебастр и Пергамент. Обязательные пункты программы, которые зацепили и нас: поделки из алебастра и магазин-фабрика пергаментов. Упоминаю о них только из за одной истории. Когда мы скучали и ждали остальных на алебастровой фабрике, к нам подвалил пацан и стал впаривать очередного плохо сделанного скарабея. Поскольку он сделал это уже в пятый раз и в пятый раз сделал это весьма навязчиво, я решил, что заслуживаю сатисфакции. «Вот ты предлагаешь нам алебастр. А знаешь, как будет "алебастр" по русски?», - спросил я его на английском. Конечно же он хотел знать. «Запомни: "алебастр" по русски будет "аляповатый камень". Запомнил? Произнеси!». Жизнерадостный парень повторил по буквам и пошёл опробовать новое знание. «Кюпи аляповяты камен!», - требовал он от русского, схватив его за рукав. «Аляповатый? Да, пожалуй.», - соглашался тот, но от покупки почему-то отказывался. Я чувствовал себя отомщённым.


Мечети. Вот это в Каире меня поразило. Мечети потрясающей красоты, тысячи мечетей.

Мы посетили только парочку, но наверное можно смело брать недельный тур только чтобы посмотреть там мечети. Маленькие, средние, огромные. Старые, не очень старые, новые. Разной формы, а главное - с совершенно разным духом.

В мечети Ar Rifai огромной высоты купола, а сверху свисают на длинных цепях светильники.  Мы восхищённо бродили под ними, в то время как несколько человек из нашей группы с гиканьем залезли на минарет (так это кажется называется?) и стали там фотографироваться. Мне было стыдно… Как дикари, право слово. Как ни странно, сами мусульмане никак не высказали своего неудовольствия. Видимо привыкли и не обращали внимание на «туристас».


Египетский Музей. Он не такой уж большой, но нам показался любопытным. Только есть маленький секрет. Если хотите его посетить, езжайте в него отдельно от группы, во второй половине дня. По неизвестной нам причине, гиды везут туда всех утром и там столпотворение. А во второй половине дня пусто и спокойно. И можно задёшево нанять индивидуального гида на любом языке. Одно из впечатлений от музея - трупохранилище. Очень много мумий, очень много кусков мумий. Целые залы мумий. А Тутанхамон оказался вовсе не умён. Просто его могила была хитро запрятана и её не разграбили. Поэтому его бренное тело попало в руки археологов нетронутым, со всеми украшениями. В остальном, Тутанхамон ничем во время своего правления не отличился. В отличие от того же Энхатона (Аменхотепа IV), чья скульптура также есть в музее. Огромное количество интересностей было вывезено из Египта англичанами, французами и примкнувшими странами, поэтому что сумели собрать в Египетском Музее, то сумели.


Ночь и метро. «Ну когда ещё мы сюда вернёмся», - подумали мы с Диной и после ужина вместо сна пошли сами гулять по городу. В ночь. В первую очередь следовало найти метро. Прохожие охотно реагировали на вопрос: «where is metro?» и показывали направление, но вывели нас не к метро, а к «Metro» - супермаркету. Но в итоге мы нашли вход в subway и хорошо погуляли по пустым ночным улочкам центра. Возвращаясь обратно в отель, мы свернули на набережную Нила, перелезли через забор и оказались в другом мире. Какие-то шалаши, палатки, костры… Пока мы, опешив, всё это рассматривали, к нам подошёл какой-то бомж и очень вежливо показал нам, как выйти отсюда. Явно там не очень хотели видеть каких-то туристов, это был свой мир.

Копты. В Каире есть коптский район. Коптская Православная Церковь - специфическая и древняя. Район интересный, множество маленьких улочек, церкви чем-то похожи на католические - там есть скамьи и проповедь ведётся с небольшой трибуны сбоку. На одной из церквей висит фреска, изображающая Георгия-Победоносца. Я даже и не ожидал его там встретить. Где-то там есть подвал, где Иисус и Дева Мария скрывались, когда жили в Каире. Иконы и мозаики там в неповторимом египетском стиле.

Запомнилась ещё одна вещь - при входе в район стояли лотки, с которых торговали религиозной литературой. А чтобы святое место не пустовало, рядом с Библией и распятиями стояли на продажу комиксы и Playboy. Деньги-деньги…

За пределами Каира. Поскольку я вряд ли буду писать отдельные статьи про другие города Египта, а интересные вещи с нами приключались и там, я решил вкратце упомянуть кое-что здесь.

Поезд и Корабль. Вдоль Нила ходят поезда. Поезда с именами. Сейчас уже прошло много времени и я не очень помню, как назывался наш. Мне почему-то кажется, что «Восточный экспресс», но может быть это воспоминания от романа Агаты Кристи. Вначале нас не хотели сажать на этот поезд, ссылаясь на терроризм. Но с криками мы настояли на своём - уплочено! - и счастливые погрузились в двухместное купе. В каждое купе проводник принёс цветок, но так как в остальных купе оказались только мужчины, все они вручили свои цветы Дине, и у неё оказался целый букет. А ночью я не сумел отключить кондиционер (Египет ведь!), и наутро люто простудился. Когда мы погрузились на параход в Люксоре, температура у меня была уже под сорок. Глупо в отпуске, да? Я лежал на кровати в каюте, а Дина не знала, как меня уже лечить. Но нас спас Андрей Матиашвили - пожилой грузин, в России старший лоцман Мурманского порта. По английски он не говорил, но египтяне его всё равно понимали и боялись, как огня - уж очень он был доминантен. Андрей взял Дину, они спустились в бар и взяли водки. Любопытный бармен спросил: «зачем с собой?» и ему ответили: «чтобы растирать». Бармен не понял или не поверил, что водку можно использовать таким способом, и правдами-неправдами увязался за Диной и Андреем. Якобы чтобы отнести рюмку с водкой. Я смутно помню его удивлённое лицо и огромные глаза, когда меня начали водкой натирать. Видимо теперь по Нилу будут ходить легенды о том, что русские пьют водку не только ртом, но и кожей. А Андрей всё ворчал: «Тепло у них, вот и не знают. А у нас, как из моря вытащишь человека - первое дело его растереть!». Буквально на следующее утро я уже был почти в норме и отправился по экскурсиям. Водка - рулез.

С Андреем был связан ещё один инциндент. Как флотский человек, он привык сам заправлять себе кровать. Так, как он считал правильным. А ребята на парахоже заправляли по своему. Причём каждый день по разному. То «конвертом», то «кораблик» изобразят… Андрей запретил горничной это делать, но она сказала, что не имеет права не заправлять. Но Андрея было не остановить. С нашей переводческой помощью он добрался до капитана и тот персонально для Андрея издал указ в его каюте кровать не трогать.

Луксор, гиды. Не знаю, как сейчас, но когда там были мы, русскоязычные гиды были плохими. Я имею в виду не произношение, а интересность рассказов, знания, умение работать с группой. Англоговорящие и немецкоговорящие гиды рядом были куда интереснее и мы часто присоединялись к иностранным группам. А наш… Вначале я пытался записывать на диктофон его рассказ, но быстро прекратил. У нашего гида был рефлекс - каждый раз, когда ему на глаза попадалась фреска или скульптура Озириса, его переклинивало и он начинал: «У нас ф Ехипте есть популярный легенд про Бох Осирис…», и пошло-поехало! Видимо легенда была действительно популярной, уже три тысячи лет возглавляла Топы хит-парадов. Но слушать её в пятый раз было невыносимо. Но однажды, в каком-то заброшенном (а в Египте есть другие?) храме его взгляд упал на фреску, он открыл рот, мы зажмурились, но оказалось, что на этот раз пронесло. «Это Бох Плядородия!» - объявил гордо гид. На фреске был изображён однорукий чувак с огромным лингамом. «Кохда воины ушли фоефать, они оставили этохо челофека ф хороде. Кохда же они фернулись, все женщины были или с тетьми или переменны. Воины схватили этохо челофека и решили каснить ехо. Но женщины фоспротифились, и дети кричали: "Папа!". Но наказать было надо. Поэтому они отрубили ему - как фы думаете, что? - прафильно! Руку.». Я буду помнить эту легенду до конца своих дней.

Rafi. На катерке в перерыве между ныряниями с аквалангом мы обратили внимание на весёлых местных ребят, сидящих с гитарами на верхней палубе. Я попросил гитару поиграть, мы разговорились, познакомились, даже к обоюдному удовольствию устроили небольшой джем-сейшн. Оказалось, что эти ребята - одна из популярнейших в Каире рок-групп. На их концертах побывало наверное 16 миллионов человек. Если не врут. Название я не запомнил, а фотографии остались, увы, только в бумажном виде. Их лидер, колоритный бритоголовый сириец по имени Рафи, узнав, что мы русские, рассказал нам, как он мечтает о русской жене. Но не знает, как её найти. Полные желания помочь, мы взяли его аську и списались с ним из Москвы. Но интересная вещь - очень общительный и весёлый Рафи, как только мы переходили к конкретным действиям (дать объявление в Инете, в журнале), тут же сдувался и на пару недель вообще исчезал из аськи! Вот так оно бывает - и хочется, но как колется!


Долина Мёртвых. Она же Долина Царей. Место, где вначале хоронили фараонов, а потом, в XIX-XX вв эти могилы разрывали и грабили. Именно там нашли Тутанхамона - его захоронение оказалось под уже ранее открытой могилой другого фараона.

Пока мы ехали туда на стареньком автобусе, гид жизнерадостно рассказывал нам, как буквально несколько месяцев назад с гор сошли какие-то моджахеды и расстреляли из пулемётов три автобуса с туристами. Зачем и для чего они это сделали, неизвестно до сих пор, поскольку их загнали в пещеры и перебили до того, как выяснили у них ответ на этот вопрос. А Долина Мёртвых стала мертвее на 83 ни в чём не повинных человека.

Поэтому в Долину мы прибыли в несколько взвинченном настроении. И даже броневичок с пулемётом, стоящий сбоку от стоянки, не очень нас успокоил. Очень уж не хотелось бесславно оправдывать название Долины ценой своих жизней. Но всё обошлось.

Надо сказать, что от Каира до Луксора и Хургады нас возили в сопровождении тяжело вооружённого конвоя. Не так всё там здорово.


Асуанская плотина. Памятник многим нашим соотечественникам, взятка за несостоявшееся строительство коммунизма в Египте, десятилетний подвиг. Когда нам предложили на неё посмотреть, мы хотели отказаться. Ну плотина и плотина… Но оказавшись на ней мы были поражены. Какая она огромная! Я не нашёл ни одной фотографии, которая могла бы передать мои ощущения. Просто поверьте на слово - это впечатляет.

С одной стороны бескрайнее поле воды, с другой - ниточка Нила.

Кстати, говорят, что все крокодилы остались выше по течению, до плотины.

У Египта три основных источника дохода: туризм, Суэцкий канал и продажа электричества соседним странам. Электричество в основном даёт именно Асуанская плотина, построенная нашими. И если знать, что египетских лоцманов первоначально тоже обучали наши, а наших туристов там очень много, понятно, что египетская экономика тесно связана нами.

Рядом с плотиной стоит памятник вечной дружбе народов СССР и Египта. Вокруг должны бить фонтаны, но они давно выключены и всё пересохло…
Side street Renys Medicine Show «Cali to Cairo» (click to listen mp3)

cairo, египет, города, luxor, egypt, kair, каир, Мои города, люксор, нил, путешествия, мои города

Previous post Next post
Up