Студийный свет. Четыре основных источника света

Dec 07, 2003 21:19


Хочу поделиться своими первыми выводами по поводу студийного света при съёмке портрета. Я обобщил те статьи, которые нашёл по Интернету, обучающие видео и свою практику. Мне самому не хватало именно такой статьи совсем недавно, так что пишу "по горячим следам".
Начну с задач. Основных - три:
  1. Отделить модель от фона.
  2. Показать объём и контаст лица (тела) модели.
  3. Избегать пересвета и недосвета в изображении модели.



 В большинстве случаев, для их достижения используется подсветка как модели, так и фона. Это не обязательно прожектор или вспышка - в качестве подсветки может выступать как окно, так и отражатель. Рефлектором может быть даже стена и потолок, если они рядом и отбрасывают на модель или фон свет от вспышек.

Для портретной съёмки часто используют четыре типа источников света. Перечислю их по порядку.

Моделирующий свет - key light


 Задача моделирующего света - создание объёма и контраста. Если мы направим свет на лицо модели спереди (как получается при использовании встроенной вспышки), мы получим плоское, лишённое теней лицо. Это почти всегда не то, что мы хотим увидеть - всё таки мы привыкли к освещению сверху или сбоку (солнце, окна), и мы не все ходим по жизни в шахтёрских касках с фонарями на лбу.

Поэтому моделирующий свет ставится сбоку или (реже) сверху. Тень от носа при этом свете не должна уходить за линию верхней губы. Желательно, чтобы блик в глазах от моделирующего света смотрел на "11 часов" или на "1 час" - был сверху-справа или сверху-слева. Без блика глаза будут выглядеть чёрными тунелями и покажутся безжизненными.

Мощность потока моделирующего света в большинстве случаев должна быть достаточной, чтобы создать тени, но не слишком большой, чтобы не пересветить лицо.

Моделирующий свет может быть как мягким (рассеяным), так и жёстким (направленным) - это зависит от того, какого эфекта вы хотите добиться.

Но один только моделирующий свет создаст очень глубокие тени с противоположной от вспышки стороны. Чтобы их компенсировать, мы используем

Заполняющий свет - fill light


Практически единственное оправдание встроенных вспышек - возможность создавать этот самый заполняющий свет при установке пониженной мощности. Его задача - смягчить тени, которые без него были бы уж очень жёсткими. Заполняющий свет - рассеяный и гораздо слабее, чем моделирующий. Как правило, источник заполняющего света размещают перед моделью, с противоположной от моделирующего света стороны. От него могут появиться вторые блики в глазах - лучше их заретушировать в Фотошопе, чтобы не было ощущения косого взгляда у модели.


Если использовать только заполняющий свет, кадр будет плоским, лишённым контраста.

Вместе, заполняющий и моделирующий свет создают уже достаточно гармоничную картину. Но в случае, если мы хотим использовать не чёрный фон, а особенно если волосы модели сливаются с фоном, стоит подключить ещё два источника света. Первый из них -

Подсветка фона - background light


Маленький узконаправленный прожектор или вспышка, которая стоит примерно на пол-пути между моделью и фоном, где-то на уровне пояса модели и светит на фон на уровне головы модели. Можно использовать цветные фильтры.

Подсветка фона ещё больше подчеркнёт объёмность модели, выделит её на фоне ореола вокруг головы.

Но тёмные волосы хорошо поглощают свет. И даже при такой иллюминации, они могут казаться темнее, чем есть на самом деле. Чтобы справиться с этим, мы используем

Подсветку волос - hair light


Это очень узконаправленный прожектор или вспышка (часто используются ячейки вида "медовые соты" для ещё большей концентрации пучка света). Расположен он где-то сбоку-сзади-сверху от модели и должен подсвечивать волосы модели, но ни в коем случае не бить в камеру! И проверьте, чтобы его штатив ненароком не попал в кадр.

Вместе эти четыре источника - основной "каркас" при портретной фотографии. Дополнительную коррекцию теней можно выполнять как с помощью небольших рефлекторов, так и маленькими источниками света. Иногда на фон направляют сразу три-четыре прожектора, иногда в роли заполняющего выступает дневной свет. Но важно понимать принципы и роли подсветок. Тогда кадры будут осознанными и качественными!

Все иллюстрации к статье

студийный свет, phtg, освещение, фотосъемка

Previous post Next post
Up